Алексей Станиславович Елисеев – аспирант МФТИ, космонавт, герой Советского Союза

Принято считать, что из стен Московского физико-технического института вышли три космонавта – все они выпускники ФАКИ и о каждом мы уже подробно рассказали. Но утверждение, что в космос летали лишь трое физтехов – не совсем справедливо. Судите сами – в 1962 году аспирантуру МФТИ окончил Алексей Станиславович Елисеев – дважды Герой Советского Союза космонавт №15 в советском отряде космонавтов. Правда, нашим студентом он никогда не был.
Родился будущий космонавт 13 июля 1934 года в городке Жиздра Калужской области. Это было время сталинских репрессий. Отец Алексея Станисловас Курайтис, литовец по происхождению, в 1945 году был осуждён как «враг народа» за антисоветскую агитацию и отправлен в лагерь на 5 лет. Его жена Валентина была вынуждена развестись и взять свою девичью фамилию — Елисеева.
В 1943 году Алексей Курайтис окончил два класса школы в городе Боровое Кокчетавской области, в 1946 году окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области. В 1950 году, будучи 16-летним пареньком, Алексей Курайтис сменил свою фамилию на мамину и стал Алексеем Елисеевым. В 1951 году он окончил среднюю школу № 167 города Москвы. После окончания школы, с 1951 года по 1957 год учился в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, получил диплом инженера-механика. По распределению работал в секретной лаборатории ОКБ-1, откуда уволился в связи с поступлением в аспирантуру Московского физико-технического института. После окончания аспирантуры Елисеев вернулся на работу в ОКБ-1, где занимался проектированием систем управления космических кораблей. 23 мая 1966 года он получил статус кандидата в космонавты-испытатели, а через полгода – космонавта-испытателя.
Космонавт проходил подготовку в качестве бортинженера корабля «Союз» по программе «Стыковка». Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1» и перехода вместе с третьим членом экипажа «Союза-2» для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.
В 1968—1969 годах Алексей Елисеев входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. По этим программам в 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба. До декабря 1968 года продолжал подготовку по программе «Стыковка».

В свой первый полёт Алексей Станиславович отправился 15 января 1969 года. Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд. Экипажами впервые в мире была выполнена пилотируемая стыковка пилотируемых кораблей.
Второй раз Елисеев полетел в космос 13 октября 1969 года на корабле «Союз-8». Продолжительность полёта — 4 суток 22 часа 50 минут 49 секунд.
В третьем полёте он работал в качестве бортинженера. Это происходило на корабле «Союз-10» 22-24 апреля 1971 года. Впервые в мире была осуществлена стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют-1»), однако космонавты не смогли проникнуть внутрь станции из-за поломки стыковочного агрегата, и полет был прерван досрочно. Позывной: «Гранит-2». Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

Автограф А. Елисеева. Фонд музея истории МФТИ

С 11 октября 1973 года Алексей Елисеев исполнял обязанности руководителя комплекса № 0. С 14 июня 1974 года работал заместителем генерального конструктора — руководителем комплекса № 1. Руководил полетами всех пилотируемых кораблей СССР в этот период.
Алексей Елисеев автор книги «Жизнь-капля в море» и многочисленных публикаций. Вот что он рассказывает о себе:
«Я бы выделил два основных мотива, побудивших меня стать космонавтом. И даже не знаю, какой из них превалировал…
Во-первых, страстно хотелось ощутить совершенно новый для себя мир. Увидеть звезды «вблизи» и Землю со стороны. Самому испытать невесомость, узнать, что такое взлет на ракете, спуск с высоты двести километров. Во-вторых, была какая-то внутренняя потребность проверить себя в сложной обстановке, в трудных условиях и обязательно справиться с порученным заданием. Вероятно, кое-кому это покажется мальчишеством, но я жаждал самому себе доказать, что способен выполнить самое ответственное дело, что на меня вполне можно положиться. По рассказам друзей, побывавших на орбите, я уже имел представление о космосе. Но увидеть своими глазами совсем иное дело! Например, космические зори, о которых так любят вспоминать космонавты, — картина сказочная по своей красоте! Только представьте: перед вами на непроницаемо черном фоне возникает как бы огромная радуга, состоящая из сочных чистых цветов, и спектр ее непрерывно меняется. Глаз нельзя оторвать. К сожалению, ни художественные краски, ни цветная фотопленка не способны передать эту красоту. А полярные сияния! Впечатление такое, будто земную тень прорвали 500-километровыми лучами миллионы мощнейших прожекторов, выстроенных в ряд и светящих прямо вверх! Или тропические ночные грозы! Бывает, что непрерывно вспыхивают облачные поля площадью в миллионы гектаров! Причем настолько ярко, что освещают космический корабль, и ты различаешь все детали его конструкции… Больше всего мне запомнился случай, который произошел уже после приземления… Утро. Бескрайняя казахстанская степь. Мы с Владимиром Шаталовым и Евгением Хруновым стоим около спускаемого аппарата и наблюдаем, как специалисты службы эвакуации осматривают его и готовят к отправке. Вокруг нас столпились люди, в основном колхозники. Они работали в поле, увидели в небе огромный бело-оранжевый парашют и прибежали (а некоторые примчались на машинах и мотоциклах) узнать, что здесь происходит. У всех ошеломленные лица, переговариваются исключительно шепотом — словом, вид такой, будто они присутствуют при чем-то совершенно невероятном. Время от времени мы подсказываем специалистам, где находятся бортовые журналы, фотопленки, научные приборы… И вдруг я чувствую, что кто-то осторожно трогает мою руку. Оборачиваюсь: две женщины внимательно оглядывают меня, а одна даже пытается на ощупь определить, из какого «материала» я состою. То, что я обернулся, их ничуть не смутило. Наконец та, что проводила «экспертизу», с удивлением констатировала: «Теплый!» Конечно, потом мы вволю нахохотались. Но, с другой стороны, в те годы все связанное с космосом было еще слишком новым и необычным».
После завершения космической карьеры Елисеев работал ректором МВТУ имени Баумана. А потом был руководителем проектов в ООО «IBM СССР» (переименована в IBM Восточная Европа/Азия). Живёт космонавт-герой в Москве, на улице Большая Бронная, в многоквартирном доме. В 2016 году Алексею Станиславовичу Елисееву исполнилось 82 года.