Витрина “Д.А. Кузьмичёв”

1. Фото Д.А. Кузьмичёва, около 1980 г.

Дмитрий Александрович Кузьмичёв – человек на Физтехе не просто известный. Без преувеличения – он легендарная личность. Кузьмичёв отдал нашему институту практически всю жизнь. Как когда-то написала о нём газета «За науку»: «Есть люди, которые являются гордостью и славой Физтеха. Один из них – Дмитрий Александрович Кузьмичев, который многие годы играл ключевую роль в жизни института».

 

2. Пропуск проректора

Вот так выглядел пропуск проректора в далёкие 80-е годы прошлого века. Такой пропуск нужно было обязательно продлевать каждый год, иначе он считался недействительным. И бдительный вахтёр не пропустил бы в корпус даже проректора.

 

3. Автобиография Д.А. Кузьмичёва

 

4. Письмо ректора министру высшего и среднего образования РСФСР

Перед вами письмо, написанное ректором Физтеха Олегом Михайловичем Белоцерковским министру высшего образования РСФСР с просьбой о назначении Кузьмичёва на должность проректора.

Вспоминает Дмитрий Александрович: «Проректором МФТИ меня назначили, когда я еще и кандидатскую не защитил. Правда, академик С.А.Лебедев на имя министра В.Н.Столетова (у меня сохранилась копия письма) писал: «Я, зная товарища Кузьмичева по работе в Институте точной механики и вычислительной техники и как студента… рекомендую его проректором института по учебной работе. Хотя он сейчас и не защитил еще диссертацию, но я могу утверждать, что он на голову выше многих наших кандидатов наук…» Олег Михайлович сразу после своего назначения пригласил прорек тором Михаила Васильевича Родина. Это был очень правильный выбор. Очень работоспособный, скрупулезный в работе человек, М.В.Родин тщательно разбирался во всех аспектах работы института. И вот пришел я, молодой проректор, и думал, что я все тут переверну. Начал с учебных планов. Сначала решил ужать по времени математический анализ. После согласований с физиками, теорфизиками, математиками — оставили все по-старому. Потом взялся за иностранный язык, уж очень непомерно большими были домашние задания, они просто душили студентов. Я предложил убрать домашние задания, ввести в учебный план еще 2 часа дополнительно на изучение языка, довести до 6 часов в неделю. Но получил отпор Майи Васильевны Круть. В итоге мои революционные усилия перестройки учебного плана дали нулевой результат. По-видимому, все было в учебном процессе поставлено достаточно разумно, и заведующие кафедрами не позволили мне наделать много глупостей. Предметом особой заботы был прием в институт. Здесь моей правой рукой стал Владимир Ефремович Скороваров, председатель экзаменационной комиссии института. К концу 70-х годов мы отработали всю систему приема в МФТИ, которая в основных чертах продолжает действовать и сейчас. Это — ЗФТШ, олимпиады, вступительные экзамены, собеседования, работа приемных комиссий. Система была построена так, чтобы ни у кого не могло сложиться впечатления, что на Физтех можно поступить «по звонку». А в то время — 70-80-е годы — это был самый престижный ВУЗ Советского Союза. Главная трудность тогда состояла не в том, чтобы привлекать на Физтех талантливых ребят, а в том, что приходилось отказывать способным, успешно выдержавшим физтеховские экзамены абитуриентам, ведь институт не резиновый».

5. Награды Д.А. Кузьмичёва за мужество, проявленное в ВОВ, (муляж)

Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Александрович Кузьмичёв воевал в составе Краснознаменного Балтийского флота. За проявленные мужество и отвагу он награждён орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

 

6. Благодарность за прорыв блокады Ленинграда (копия)

Дмитрий Александрович – участник обороны, прорыва и снятия блокады Ленинграда

 

7. Диплом выпускника МФТИ 1957 г. Д. Кузьмичёва (копия)

Перед вами копия диплома выпускника МФТИ 1957 года Дмитрия Кузьмичёва. О своём поступлении на Физтех рассказывает сам Дмитрий Александрович на страницах книги «Я – физтех»: «На Физтех я поступил в 1951 году, уже «великовозрастным». До войны учился в техникуме, потом служба на флоте, война, с первого до последнего дня под Ленинградом, блокада. После демобилизации работал инструктором в Краснополянском райкоме партии и учился в Долгопрудненской школе рабочей молодежи. Физику и математику я любил, они мне хорошо давались, и, окончив школу с серебряной медалью, я решил поступить на Физтех.

И вот на экзамене по письменной математике со мной произошел такой конфуз. Начал я читать условие первой задачи — ничего не соображаю. Просто все отключилось, вырубилось. Я сижу и уже не задачу решаю, а думаю, какой я дурак, зачем сунулся на этот Физтех, надо было идти в МГУ на экономический или философский, как мне советовал секретарь райкома С.Д.Нехорошев. И в этот момент преподаватель, который ходил по рядам (увидел, наверно, что я растерялся, в пот меня бросает), подошел ко мне и говорит:

— Что у вас?

— Ничего не соображаю. Зачем я сюда пошел?

— Бросьте, успокойтесь. Не решается первая задача — решайте вторую, третью, все не обязательно решить, это не школа.

Так как-то хорошо, спокойно он это сказал. Я попробовал решить вторую задачу — решение нашел быстро. Здесь я успокоился, решил еще и третью, и четвертую. А до окончания экзамена еще час остается.

Я сижу, смотрю в окно и машины считаю. Посчитал я машины — дай, думаю, попробую еще раз первую задачу решить. Решил ее — и в итоге получил «отлично». Почему я вспомнил об этом? Потом, когда я уже стал проректором и занимался приемом в институт, я всегда требовал, чтобы при составлении письменной экзаменационной работы первая задача была не очень сложной, буквально из школьного сборника задач, чтобы абитуриент ее легко решил, успокоился и дальше решал на уровне своих возможностей».

 

8. Фото Д.А. Кузьмичёва с коллегами (второй слева – ректор МФТИ О.М. Белоцерковский, третий слева – проректор Д.А. Кузьмичёв)

На фото вы видите бесёду ректора МФТИ Олега Михайловича Белоцерковского и проректора по учебной работе Дмитрия Александровича Кузьмичёва (второй и третий слева).