Двойной портрет или история про петуха

Б. М. Кустодиев. Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова.
Б. М. Кустодиев. Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова.

Настало время рассказать историю двойного портрета, копия которого представлена в нашем музее. На картине – молодые люди. Весёлые, румяные, полные грандиозных жизненных планов. Это знаменитые учёные, нобелевские лауреаты, отцы-основатели Физтеха Пётр Леонидович Капица и Николай Николаевич Семёнов. В тот момент, когда создавался портрет, друзья-учёные работали в одной лаборатории. Продолжалось это недолго, но… Кто знает? Возможно, именно тогда жизнь была особенно прекрасна, а будущее – исполнено радужных надежд.

Петербург. Начало 20-х прошлого века. Голод, разруха, последствия гражданской войны. Тоскливая, беспросветная жизнь. Однако молодежь не унывает. Капица и Семёнов успевают не только работать, но и ведут активную «светскую» жизнь. Товарищ приводит их в гости к знаменитому художнику Борису Кустодиеву. После нескольких встреч, дерзкие и весёлые приятели обращаются к Борису Михайловичу с такой просьбой. «А напишите и наш портрет! А то – всё только знаменитости¸ да знаменитости! А мы ведь тоже ими когда-нибудь станем. Перед вами, уважаемый Борис Михайлович, будущие нобелевские лауреаты!» Кустодиев тяжело болен, туберкулёз позвоночника. Он почти не может передвигаться. Но ни работу, ни общение не оставляет. Он рад и детской непосредственности друзей, и исходящему от них свету. Конечно, он согласен: «И такие они бровастые, краснощёкие (им и голод нипочём), такие самоуверенные и весёлые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своём институте, и дело пошло»…

С 1916 года и до самой своей смерти в 1927 году художник прикован к коляске (туберкулез позвоночника).
С 1916 года и до самой своей смерти в 1927 году художник прикован к коляске (туберкулез позвоночника).

Одновременно с портретом Капицы и Семёнова Борис Михайлович работал и над портретом прославленного певца Фёдора Шаляпина. Шаляпин рассказал художнику, что у Введенской церкви встретил парня, который с ним поздоровался. И лицо показалось Фёдору Ивановичу очень знакомым, «а вот где я его видел – шут знает!» Но тут взгляд его упал на двойной портрет. «Так вот же он! Этот весёлый парень». Им оказался Пётр Капица. Ну, а Пётр Леонидович, в свою очередь, позируя Кустодиеву, привык видеть портрет Шаляпина и тоже воспринимал певца, как своего знакомого.

Б.М Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина
Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина

Когда портрет был окончен, друзья щедро расплатились с Кустодиевым. Сейчас такой гонорар – мешок овса и петух – покажется нам странным, но в те голодные времена всё было по-другому. «И где же вы раздобыли такое богатство?» – поинтересовался художник. «Да одному хозяину турбинку смастерили, вот и получили от него зарплату».

Академик Н.Н. Семёнов беседует с молодыми сотрудниками одной из лабораторий Института химической физики АН СССР, 1958 г.
Академик Н.Н. Семёнов беседует с молодыми сотрудниками одной из лабораторий Института химической физики АН СССР, 1958 г.

 

Петр Капица в Кавендишской лаборатории
Петр Капица в Кавендишской лаборатории

А вот где портрет Капицы и Семёнова находится точно, выяснить никак не удаётся. Есть мнение, что хранится он в Петербурге, в Русском музее. Другая версия гласит: «На данный момент этот портрет как драгоценная реликвия хранится у потомков П.Л. Капицы, копию которого в 60-х годах прошлого века Петр Леонидович подарил Н.Н. Семенову с надписью на обороте «Портрет хорошо сохранился, а мы здорово постарели. Но в душе мы оба такие же молодые и глупые, как выглядим на портрете». Осталось добавить, что Капица и Семёнов произвели на Кустодиева столь сильное впечатление, что их изображения встречаются и на других полотнах мастера. Но это уже совсем другая история.