Иван Федорович Петров

Иван Федорович ПетровГенерал-лейтенант авиации, советский военный и научный деятель, генерал-лейтенант авиации (1942), кандидат технических наук (1940), доцент, Начальник ЦАГИ (1940-1941), начальник НИИ ГВФ (1942-1947), начальник ЛИИ (1947-1951). Первый ректор, а точнее, директор МФТИ (1952-1961 г.г.) Награжден тремя орденами Ленина (1939, 1945, 1949), орденом Красного Знамени (1941, 1944, 1948), орденом Отечественной войны I ст. (1945), орденом Красной Звезды (1932), орденом Трудового Красного Знамени (1961), многими медалями, почетный гражданин города Долгопрудный.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ.

Отрывок из книги Петрова «Авиация и вся жизнь».
«Родился я 24 сентября 1897 г. в деревне Щипцово, расположенной на живописном берегу реки Шакша в семнадцати километрах от Ярославля. Раннее моё детство прошло в доме деда, в котором жил весь род Петровых: сами старики, трое сыновей – Иван, Фёдор и Егор – со своими семьями и дочь. Всей же родни в доме, не умещавшейся за одним столом, насчитывалось более двадцати человек. Надел земли, принадлежавший деду, прокормить такую ораву не мог. Поэтому взрослые мужики дома бывали редко, круглый год пропадая на заработках в Ярославле. Всё же большое домашнее хозяйство и все крестьянские работы лежали на женских плечах – матери и тёток, которым помогали их старшие дети. Жили небогато: за всю жизнь у моего отца были только одни сапоги, которые он надевал на свою свадьбу да по большим 5 праздникам, всё остальное время проходив в лаптях. После его смерти сапоги эти достались кому-то в наследство. Своего хлеба (ржаного! пшеницу не сеяли) до нового урожая не хватало. Когда из-за подрастающих и прибавляющихся детей в одном доме всем вместе жить стало невозможно, поставили ещё два дома. Один срубили новый, хороший, второй же – даже не дом, а купленный старый сруб. Теперь три крайних дома деревни принадлежали братьям Петровым: родители остались с младшим сыном Егором в старом доме, в новом доме поселился со своей семьёй старший сын Иван, моему же отцу по жребию достался сруб. Отец – на все руки мастер, хороший плотник – приспособил его под жильё, и наша семья из девяти человек переехала в этот дом. За два-три года дополнив его хозяйственными постройками, отец опять подался в Ярославль. Воспитывала и растила нас — трёх сестёр и трёх братьев (четвёртый умер в детском возрасте) – в основном мать. Ещё двое наших братьев умерли: один от воспаления лёгких, провалившись на Шакше под лёд, другой – в младенчестве. Мать в деревне уважали за грамотность. В долгие зимние вечера в нашем доме нередко собирались соседки, и она читала им вслух книги. В трёхклассную церковно-приходскую школу села Лотово, и трёх километрах от нашей деревни, я начал ходить, когда мне было уже почти восемь лет – с осени 1905 г. Закончив её в 1908 г., я летом помогал матери по крестьянству, а осенью поехал, как и все наши мужики, в Ярославль искать «своё место в жизни». Поначалу определился в ученики («мальчики») в переплётную мастерскую Иванова. Но проработал я там всего лишь около года, так как по обычаям того времени меня не столько учили переплётному делу, сколько заставляли бегать (мальчик на побегушках!) в «казёнку» за водкой для рабочих. Противно мне было стоять в очередях среди пьяниц, да и в мастерской обстановка была не лучше. Наверное, с тех пор и пошло у меня на всю жизнь отвращение к водке и картам. Ещё год проработал я рабочим свинцово-белильного завода Сорокина. Работа здесь была вредная, каждый день после смены надо было париться в бане. И когда у меня появились признаки отравления, отец мой, живший неподалёку, забрал меня с этого завода. После этого, уже в 1911 г., муж моей старшей сестры устроил меня в речное пароходство известного в Ярославле промышленника Кашина. Здесь мне повезло: я попал в хороший, дружный рабочий коллектив. Наш мастер Александр Иванович Кочетков любовно, как отец родной, заботился о молодёжи. К нему можно было идти с любым вопросом, со всеми своими бедами: всегда он отнесётся к тебе с участием и чем-то поможет. Он-то и был моим первым наставником в профессии слесаря-моториста и привил мне любовь к этому делу».

ПУТЬ К САМОЛЁТАМ

И.Ф. Петров – матрос 2-го Балтийского флотского экипажа. 1916-1917 гг. Архив Музея истории МФТИ
И.Ф. Петров – матрос 2-го Балтийского флотского экипажа. 1916-1917 гг. Архив Музея истории МФТИ

В 1916 году Ивана Петрова призвали в армию и зачислили во II Балтийский военно-морской флот. Весной 1918 г. Иван Фёдорович добровольцем записался в 1-й авиационный истребительный отряд. Потом была высшая школа морских летчиков в 1920 году. В 1923 году, после окончания Качинской авиационной школы, а затем Московской школы высшего пилотажа, Иван Федорович назначен старшим инструктором Севастопольской школы морских летчиков. Петров продолжает образование. После окончания в 1929 году Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского, он работал лётчиком-испытателем в Научно-исследовательском институте ВВС: сначала начальником истребительного отдела, потом – заместителем начальника сектора испытаний опытных сухопутных самолетов, начальником 1 отдела (сухопутных самолетов). С 1930 года наряду с работой летчика-испытателя Иван Фёдорович выполнял обязанности члена или председателя правительственных аварийных комиссий по расследованию летных происшествий.

В июне 1936 года по правительственному заданию Иван Фёдорович был отправлен в командировки по научным и учебным центрам Франции, Англии, США. В 1939 году его назначили помощником начальника НИИ ВВС. Иван Фёдорович знаменит и тем, что проводил государственные испытания самолётов Н.Н. Поликарпова и А.Н. Туполева, летал на самолётах 137 типов. В марте 1940 года, находясь по правительственному заданию в командировке в Германии, он посетил авиазаводы Хейнкеля, Юнкерса, Дорнье, Мессершмита, Фокке-Вульфа.

Обсуждение результатов очередной демонстрации германской воздушной мощи. Возле Do-l7Z сотрудник советского посольства В.К.Михлнн (второй слева), замнаркома НКАП конструктор Александр Яковлев (третий слева) и замначальника НИИ ВВС генерал-майор И.Петров (четвертый слева)
Обсуждение результатов очередной демонстрации германской воздушной мощи. Возле Do-l7Z сотрудник советского посольства В.К.Михлнн (второй слева), замнаркома НКАП конструктор Александр Яковлев (третий слева) и замначальника НИИ ВВС генерал-майор И.Петров (четвертый слева)*

В своём письме к Петрову Иосиф Виссарионович Сталин писал: «Вот Вы, товарищ Петров, едете в Германию. Учтите: договор с Германией хотя мы и подписали, но фашистская Германия была и остаётся злейшим нашим врагом… при осмотре постарайтесь определить их промышленный потенциал. На случай войны с Германией нам очень важно знать сейчас, сколько они смогут выпускать боевых самолётов в день…»

Члены Государственной комиссии по закупке военной техники в Германии. На фото Иван Петров – третий слева. 1940 г. Архив Музея истории МФТИ

Указом Президиума СССР от 7.5.1940 г. о введении в Красной Армии воинских званий генерала Петрову было присвоено звание генерал-майора.

ЦАГИ

В июне 1940 года Иван Фёдорович был назначен начальником Центрального аэрогидродинамического института. К тому времени он успел защитить кандидатскую диссертацию, стать кандидатом технических наук, доцентом. Из книги И.Ф. Петрова «Авиация и вся жизнь». «Учась на последнем курсе академии, я провёл в НИИ ВВС свою первую серьёзную научную работу – исследование штопора самолёта… В 20-е годы штопор оставался грозной опасностью, подстерегавшей лётчиков. Изучение всех видов штопора я проводил на биплане Р-3, фиксируя их с помощью специального киноаппарата. Эта работа… стала составною частью моей дипломной работы, а позже легла в основу кандидатской диссертации и книги «Штопор самолёта», написанной в 1934 г. в соавторстве с А. И. Филиным. Книга эта, выдержавшая несколько изданий, в лётных школах была принята как учебник…»
ВОЙНА
Сразу после начала Великой Отечественной войны генерал-майор авиации И.Ф. Петров был назначен заместителем командующего и членом Военного Совета ВВС. Он занимался формированием под городом Горьким (Нижним Новгородом) новых авиачастей. С августа 1941 по весну 1942 года ему довелось командовать авиагруппами смешанного состава и участвовать в битве за Москву (ноябрь-декабрь 1941 года). С начала 1942 года Петров становится главным инженером ВВС и заместителем командующего ВВС. «В апреле 1942 года постановлением ГКО его вновь назначают начальником НИИ Гражданского воздушного флота в Казани. Институт пришлось собирать по частям: при эвакуации многие экспериментальные установки оказались испорчены, а большая часть сотрудников института была на фронте и в летных подразделениях ГВФ».

МФТИ

Через два года после победы Ивана Фёдоровича назначили начальником Летно-исследовательского института. Первым самолетом, доведенным при нем до государственных испытаний, стал Ту-4. Но в 1950 году И.Ф. Петров тяжело заболел и вскоре вынужден был подать в отставку. К этому моменту Петров носил звание генерала-лейтенанта.
Послевоенное положение страны требовало многократного расширения фронта научных исследований. После закрытия ФТФ МГУ и последовавшего за ним открытия МФТИ, генерал-лейтенант авиации Иван Федорович Петров становится первым его ректором, или, как тогда говорилось, директором. На этой должности И.Ф. Петров работал десять лет – с 1952 г. по 1962 г. В институте была разработана новая система обучения, значительно улучшено качество подготовки студентов – учебно-научная база, действующая по сей день. Открытие военной кафедры, открытие спортлагеря и спортклуба, новой столовой, профилактория и поликлиники, выпуск газеты «За науку», начало строительства студенческого городка, жилищное строительство – все начиналось И.Ф. Петровым.

И.Ф. Петров выступает в МФТИ
И.Ф. Петров выступает в МФТИ. Архив Музея истории МФТИ

Вот как отзывались об Иване Фёдоровиче близкие ему люди. Академик Олег Михайлович Белоцерковский, знавший его наиболее близко рассказал: «Петров — легенда, переплетенная с мифом, наимудрейший человек. Таких людей, как он и другие основатели Физтеха, уже нет. Благодаря его связям и необычайной работоспособности был создан МФТИ. Петров привел на Физтех много именитых профессоров… Он внес в организацию МФТИ исключительный порядок. Это не нравилось многим, но он ничего не боялся и двигался всегда вперед. Иван Федорович говорил всегда, что хоть Физтех отбирает у него много сил, но он не может без него жить».
Своими воспоминаниями поделилась внучка Петрова — Марианна Юрьевна Веселовская: «Дедушка — человек легенда, герой. Его рассказы не всегда воспринимались как реальность, было трудно поверить, что все это происходило буквально в начале столетия. Например взятие Зимнего… Я однажды спросила дедушку, как они брали Зимний дворец, он ответил обыденно: «Нас построили, и мы пошли, никаких выстрелов не было в отличие от того, что показывают по телевизору». Он очень любил семью, всегда выкраивал время для своих близких, таким же близким для него стал МФТИ. Если он не мог приехать на Физтех — это было равносильно трагедии. МФТИ для Ивана Федоровича был как поздний ребенок — которого очень долго ждали и безумно любят».

Два ректора МФТИ И.Ф. Петров и Н. В. Карлов.
Два ректора МФТИ И.Ф. Петров и Н. В. Карлов. Предоставлено Мемориальным музеем Н. Е. Жуковского.

Скончался Иван Фёдорович Петров 27 июля 1994 в возрасте 96 лет. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище в городе Жуковском.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И ЦИТАТЫ

  • И.Ф. Петров один из первых 16 человек, удостоенных введенного в Красной Армии звания – генерал.
  • И.Ф. Петров настаивал, чтобы основные теоретики ЦАГИ – М. В. Келдыш, В. П. Ветчинкин, С. А. Христианович, А. А. Дородницын, И. В. Остославский, Г. П. Свищёв, С. Н. Шишкин – научились летать на самолётах.
  • Во время ректорства в МФТИ (а точнее с 1958 по 1961 годы) И.Ф. Петров совместно с И.Т. Спириным организовали для физтехов лётную практику в Монино на самолётах Ли-2, Як-12 и Як-18-У.
Блокнот И.Ф. Петрова. Автограф. Из фонда Музея истории МФТИ
Блокнот И.Ф. Петрова. Автограф. Из фонда Музея истории МФТИ
  • Командовать легко, управлять трудно
  • Готов немедленно выехать на фронт!
  • При формировании Физтеха я придерживался простой формулы: «Воспитание действенно только там, где оно осуществляется высшим авторитетом, опирается на традиции и формируется обстановкой». Недостатка в авторитетах у нас не было, традиции были заложены в демократизме общения, а конкретная обстановка- каждый студент с первого курса работал на вполне определенное предприятие, которое ставило перед ним конкретные проблемы.
  • Работать на Физтехе надо в два раза больше, чем в обычном Вузе.
  • Самолетом командовать нельзя, им можно только управлять.

 

Фото:Алексей Степанов «Миссия генерала Петрова. Влияние «немецкого фактора» на развитие ВВС РККА накануне Великой Отечественной войны». Мир Авиации 2-2001