Козел Станислав Миронович

Материалы из фонда Музея МФТИ:

Российский физик, доктор физико-математических наук, профессор Московского физико-технического института Станислав Миронович Козел.

Станислав Козел родился 6 апреля 1930 г. В 1953 г. после окончания университета пришел работать на Физтех, на кафедру общей физики. Учителем С.М. Козела был выдающийся физик физиком Габриэль Горелик.

 Станислав Миронович является автором более 100 научных публикаций в области радиофизики и оптики, он написал множество учебников и сборников задач для высшей и средней школы.

С. Козел являлся председателем Методической комиссии по физике Центрального оргкомитета Всероссийских (Всесоюзных) олимпиад школьников. Руководил подготовкой Всероссийских физических олимпиад, сопредседатель секции физики Федерального экспертного совета по учебникам МО и ПО РФ. С 1993 года руководитель Национальной Сборной команды школьников России на Международных олимпиадах по физике.

Скончался Станислав Миронович Козел 21 января 2015 г. и был похоронен на Центральном Долгопрудненском кладбище  (уч. 137). 

Из газеты «За науку»:

Патриархи Физтеха: Станислав Козел

22.01.2015

21 января 2015 года скончался Станислав Миронович Козел, легенда физтеховского преподавания. По его учебникам и задачникам, на его лекциях выросло не одно поколение физтехов. Так случилось, что еще в прошлом году для журнала «За науку» у Станислава Мироновича взял интервью выпускник МФТИ 1964 года, давний сотрудник газеты и журнала Янка Малашко. Мы собирались опубликовать это интервью в первом номере 2015 года (и опубликуем). К сожалению, Станислав Миронович  не успел увидеть это интервью в печати. Редакция «За науку» считает необходимым почтить память легендарного преподавателя онлайн-публикацией этого материала еще до сдачи номера в печать.

 

Янка Малашко:  Станислав Миронович, Вы не учились на Физтехе, но всю жизнь работаете на кафедре физики МФТИ. Считаете ли Вы себя физтехом?

Станислав Козел:  Да, я не был студентом Физтеха. Я окончил в 1953 году радиофизический факультет Нижегородского университета, в том же году я попал на Физтех, и с тех пор я с ним не расстаюсь. Здесь я окончил аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, получил звание профессора, стал одним из ведущих лекторов кафедры общей физики. За свою научную и педагогическую работу я получил несколько правительственных наград. Вся моя жизнь связана с  Физтехом. Мне кажется, я имею основание считать себя физтехом.

Я.М.: Как Вы оказались на Физтехе?

С.К.: На Физтех меня пригласил мой учитель, известный физик и педагог Габриэль Семенович Горелик, который сам только что перебрался на Физтех из  Нижегородского университета, где ему были созданы невыносимые условия для работы. В конце 40-х и начале 50-х годов прошлого столетия в стране полным ходом разворачивалась кампания «охоты на ведьм». В 1948 году была разгромлена советская генетика и подверглись преследованиям многие выдающиеся биологи и генетики. В начале 50-х годов дошла очередь и до физиков. Ряд крупных физиков подверглись резкой партийной критике по идеологическим вопросам, после чего нередко делались «организационные выводы». Пришлось уйти из МГУ проф. С.Э. Хайкину.

В 1952 году в ННГУ была организована партийная дискуссия по только что вышедшей из печати книге Г.С. Горелика «Колебания и волны», которая и по сей день является великолепным учебником по волновой физике. Но в то время партийные органы усмотрели в ней отход от марксистско-ленинской идеологии, а это было очень серьезным обвинением. В результате Г.С. Горелику пришлось уйти из ННГУ. По рекомендации академика А.И. Берга директор Московского физико-технического института И.Ф. Петров принял Г.С. Горелика на работу в качестве заведующего кафедрой общей физики. В середине 1953 года Г.С. Горелик предложил мне поступить в аспирантуру Физтеха. С тех пор я работаю в МФТИ и ни разу об этом не пожалел.

Я.М.:  Какими были  ваши первые впечатления о Физтехе?

С.К.:   Многие  впечатления о Физтехе того далекого времени уже стерлись из моей памяти. В целом мне показалось, что физико-технический институт был очень похож по организационным принципам на радиофизический факультет ННГУ, который также был создан специальным распоряжением правительства в 1945 году для подготовки специалистов высшей квалификации в области радиофизики и радиоэлектроники.

В те годы Физтех был в несколько раз меньше сегодняшнего Физтеха. Студенты и аспиранты Физтеха очень серьезно относились к учебе, я бы сказал — с большим энтузиазмом. Они понимали свое назначение и были уверены, что после окончания института они будут востребованы наукой. Кроме того, все они были патриотами Физтеха.

Единственное, что омрачало мою жизнь в годы аспирантуры, — это серьезные трудности в организации экспериментальной работы, которой я должен был заниматься. Мне постоянно казалось, что я не успею завершить работу к окончанию аспирантуры. На Физтехе не было научных коллективов, не было своей научной инфраструктуры. Мы все чувствовали себя этакими кустарями-одиночками.

Лично мне большую помощь  в организации экспериментальной работы оказал  один из создателей и бессменный начальник учебной лаборатории кафедры физики К.А. Рогозинский. Впоследствии я понял, что в метрополии (т. е. в Долгопрудном) никто и не собирался создавать научные лаборатории. Парадигма Физтеха, сформулированная отцами-основателями института, гласила: студенты и аспиранты постигают науку, в основном, в базовых организациях; там же сосредоточены научно-педагогические кадры. Поэтому создавать научную базу в Долгопрудном не имеет смысла.

Только сейчас, в наши дни, стало ясно, что в новых условиях Физтех уже не может обойтись без своих собственных научных лабораторий, без своей научной базы. Сейчас благодаря усилиям ректора Н.Н. Кудрявцева, которому удалось убедить высокое начальство в необходимости создания на Физтехе научного центра, делаются серьезные шаги в этом направлении. Справедливости ради следует отметить, что предыдущий ректор Н.В. Карлов также понимал необходимость создания научной базы на Физтехе, но это были лихие 90-е годы, и ничего сделать не удалось.

Но я немного отвлекся. Что же касается моих первых впечатлений, то меня в то далекое время поразила возможность свободного посещения лекций. Это сильно отличалось от того кодекса обязанностей студентов, который был принят на радиофаке ННГУ, где я учился. Там посещение всех занятий было обязательным для студентов, и это рассматривалось как элемент трудовой дисциплины. Требование обязательного посещения всех занятий считалось необходимым элементом воспитательной работы. Деканаты активно следили за его выполнением. Можно было получить выговор и даже лишиться стипендии за непосещение занятий. На Физтехе все было не так. Вероятно, такая свобода, дававшая студентам право ходить или не ходить на занятия, была как-то оправдана в начальные годы существования Физтеха, когда он был небольшим и выпускал «штучную продукцию». За многие годы моих наблюдений я убедился, что правом свободного посещения лекций пользуются, в основном, нерадивые студенты. Сейчас это право превратилось, на мой взгляд, в бессмысленный фарс.

Я.М.:  Что Вы можете сказать о студентах, которые учатся в институте в настоящее время?

С.К.: В  настоящее время студенческая масса крайне неоднородна. Благодаря реформам средней школы значительно понизился средний уровень знаний абитуриентов. Единый государственный экзамен отучил их мыслить. Во времена СССР в помощь абитуриентам, поступающим в вузы с повышенными требованиями по физике, были созданы сборники задач, которые  предлагали ребятам задачи в виде маленьких физических исследований, подготавливающие их к вступительным экзаменам.

Такой задачник был создан и на Физтехе — коллективом преподавателей кафедры физики, которым мне довелось руководить. Мы пытались подобрать задачи, решение которых требует не просто механической подстановки исходных данных в готовые уравнения, но, прежде всего, осмысливания самого явления, описанного в условии задачи, и свободного владения физическими законами, изучаемыми в средней школе. На этом материале были воспитаны многие поколения студентов МФТИ. Этот наш сборник задач в 60-80 годы прошлого столетия был широко востребован и неоднократно издавался тиражами в сотни тысяч экземпляров. В настоящее время он оказался практически ненужным. ЕГЭ заставил школу перейти на режим натаскивания школьников на тесты. Физтех так же, как и другие вузы, обязан принимать в институт ребят без вступительных  экзаменов по результатам ЕГЭ. В итоге многие студенты, уже принятые в институт, не готовы изучать физику по программе Физтеха. Приходится устраивать вводные занятия, организовывать ликбез.

Другая сторона вопроса связана с учебными планами. Мне довелось несколько лет руководить методической комиссией Физтеха, и тогда я познакомился с учебными планами разных факультетов. В целом учебные планы на младших курсах оказались сильно перегруженными заданиями, контрольными работами, коллоквиумами, количеством зачетов и экзаменов. На мой взгляд, главная причина перегрузки наших студентов — это тенденция факультетских и базовых кафедр сдвигать свои дисциплины в сторону младших курсов. В результате даже хороший студент начинает искать свою траекторию, свой «путь наименьшего сопротивления». Если студентов прежних лет на заре Физтеха можно было с полным правом называть энтузиастами, то к большинству современных студентов больше подходит термин «прагматики». К этому, конечно, нужно еще добавить, что в последние десятилетия студенты в значительной степени утратили мотивацию в получении элитного образования. Профессия научного работника или педагога (даже в ранге профессора) перестала быть престижной. Но эта проблема  уже далеко выходит за пределы Физтеха.

Я.М.:  Вы посвятили свою жизнь преподавательской работе на кафедре общей физики. Что Вы можете сказать о кафедре тех далеких лет в сравнении с настоящим временем?

С.К.: На кафедре общей физики традиционно работают как штатные преподаватели, так и совместители, сотрудники базовых институтов. В прежние годы, в самом начале моего педагогического пути, через кафедру прошла целая плеяда выдающихся физиков. Я хотел бы назвать здесь имена людей, в разные годы работавших на кафедре и внесших неоценимый вклад в становление и развитие курса общей физики. Это академики Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, Г.С. Ландсберг, Р.З. Сагдеев, А.И. Шальников, Ю.В. Шарвин; члены-корреспонденты М.Д. Галанин, Л.Н. Курбатов, С.М. Рытов, Н.В. Карлов, Э.Л. Фабелинский, Н.Е. Алексеевский; профессора С.П. Капица, Э.И. Рашба, Н.Я. Бубен, Д.В. Сивухин, Л.Л. Гольдин, Л.А. Микаэлян и многие другие.

И сейчас на кафедре общей физики работают многие выдающиеся ученые и педагоги. Я не буду называть их имена. Кафедра общей физики МФТИ была и остается уникальным педагогическим коллективом, который в настоящее время возглавляет профессор А.В. Максимычев. И она стала очень большой (более 200 преподавателей). На кафедре достаточно много преподавателей очень солидного возраста — это наиболее квалифицированная часть коллектива, но появилась уже целая группа молодых преподавателей, которые не имеют еще достаточного опыта. Нужно признать, что современный состав преподавателей кафедры по профессиональному уровню заметно уступает педагогическому коллективу кафедры прошлых лет, и это напрямую связано с утратой престижа профессии педагога и крайне низким уровнем оплаты труда преподавателей.

Несомненной заслугой кафедры физики является создание уникального физического практикума, оснащенного самым современным научным оборудованием и учебными установками. Многие лабораторные работы были поставлены под руководством академика А.И. Шальникова еще в те годы, когда Физтех был факультетом МГУ. В настоящее время физтеховские учебные лаборатории не имеют аналогов в вузах России.

В целом работа кафедры физики была высоко оценена во время визитов в МФТИ Д.А. Медведева в 2006 году и В.В. Путина в 2009 году.

Я.М.:  Вы многие годы активно занимались организацией и проведением Всероссийских олимпиад школьников по физике, а также подготовкой сборной команды школьников РФ для участия в Международных олимпиадах. Есть ли еще в России талантливые ребята, интересующиеся физикой?

С.К.:  Я начал серьезно заниматься Всесоюзными олимпиадами школьников в 1983 году, когда академик И.К. Кикоин предложил мне возглавить методическую комиссию по физике Центрального оргкомитета. Вместе со мной в последующие годы активно занимались олимпиадами преподаватели кафедры физики Физтеха В.Е. Белонучкин, В.В. Можаев, Н.С. Берюлева, Л.П.Баканина и другие. Заключительные этапы олимпиад проходили в столицах союзных республик на очень высоком уровне и вызывали большой интерес у ребят. Министерства образования стремились продемонстрировать все свои достижения, и каждая олимпиада превращалась в праздник физики республиканского масштаба. Организационный комитет всегда возглавлял сам министр, а работой жюри руководил, как правило, один из самых известных физиков республики.

В 1991 году Всероссийская олимпиада школьников по физике продолжила традиции Всесоюзной олимпиады, и хотя это было нелегкое время, каких-то особых трудностей (в том числе и финансовых) в организации олимпиад, местом проведения которых стали различные города России, не возникало. Правда, заключительный этап состязания лишился былого лоска. Подготовка методических материалов для проведения очередной олимпиады, разработка заданий (теоретических и экспериментальных) по физике, активное участие в организации самой олимпиады — все это практически целиком перешло на Физтех. Здесь же была организована подготовка  национальной сборной команды школьников для участия в Международных олимпиадах по физике. Примерно так же обстояло дело и с математическими олимпиадами.

Работа с талантливыми учениками, особенно подготовка сборной команды для участия в Международных олимпиадах по физике, требует наличия  экспериментальной базы, специализированной лаборатории, где можно было бы учить ребят выполнять физические эксперименты — в том числе, аналогичные тем, которые предлагаются на Международных олимпиадах.

Другая важная задача — разработка экспериментов, которые будут предлагаться  на экспериментальных турах Всероссийских олимпиад. Такой лаборатории у нас долгое время не было. Нас спасали учебные лаборатории кафедры общей физики, в которых ряд работ можно было адаптировать к школьному уровню. Своя площадка для работы с одаренными школьниками у нас начала создаваться значительно позже (приблизительно в 2004 году). К этому времени на Физтехе возникло осознание того, то работа с талантливыми детьми, в том числе и с международниками, чрезвычайно полезна для самого вуза. В настоящее время институт является базой для подготовки трех национальных сборных команд школьников для участия в Международных олимпиадах по физике, математике и олимпиадах юниоров (то есть ребят, которым не исполнилось 16 лет на момент проведения олимпиады). Эта последняя олимпиада проводится сразу по трем предметам — физике, химии и биологии.

В 1996 году к работе с одаренными школьниками подключился замдекана ФОПФ доцент В.П. Слободянин, который в настоящее время руководит работой лаборатории. В работе с ребятами принимают участие преподаватели кафедры общей физики: Д.А. Александров, А.В. Гуденко, М.Н. Осин (ФАЛТ), С.В. Виноградов, В.А. Овчинкин и другие. Неоценимую помощь в этой работе оказывают студенты Физтеха — победители Международных олимпиад прошлых лет.

Работая с одаренными школьниками многие годы, я пришел к выводу, что в России не перевелись  таланты. В национальные сборные команды попадают ребята из различных регионов страны, в том числе, удаленных от центра. Но условия развития талантов заметно ухудшились. Определенную роль в этом сыграл ЕГЭ, который изменил весь стиль работы школ. На заключительный этап Всероссийских олимпиад и в сборную команду для участия в Международной олимпиаде попадают, как правило, ребята из тех регионов и школ, где организована дополнительная работа со школьниками, где есть талантливый учитель-энтузиаст.

Ребята, которые принимают участие и побеждают во Всероссийских, а тем более в Международных олимпиадах по физике, математике, биологии, химии, информатике, в недалеком будущем будут составлять интеллектуальную элиту страны. Во многих странах, особенно Юго-Восточной Азии, работе с такими учащимися, подготовке национальных сборных команд уделяется исключительное внимание. В этих странах успешное выступление на Международных олимпиадах рассматривается как элемент государственного престижа. Для подготовки сборных команд приняты национальные государственные программы, созданы специализированные экспериментальные лаборатории, к работе с ребятами привлекаются крупные ученые. Кандидатов в члены национальных сборных в период подготовки направляют для тренировки  на Международные олимпиады континентов (Евразийская олимпиада, Азиатская олимпиада и т. д.). Все это обеспечивается достаточным государственным финансированием. С каждым годом нашим ребятам все труднее конкурировать с командами таких стран, как Китай, Южная Корея, Тайвань, Индия и другие. Высокие результаты в последние годы показывает на Международной олимпиаде по физике команда США, где также принята национальная программа подготовки сборных команд.

Следует признать, что в Российской Федерации такие условия для работы с одаренными школьниками пока не созданы. Несмотря на это, наши ребята ежегодно достойно выступают на Международной олимпиаде по физике, занимая в неофициальном командном зачете места в первой пятерке. За последние 10 лет они заработали для России 48 медалей разного достоинства (из 50 возможных).

Активная работа с талантливыми школьниками, проводимая в МФТИ, приносит свои плоды. Многие из победителей и призеров Всероссийских физических олимпиад — так же, как и многие медалисты Международных олимпиад — окончили Физтех или продолжают учиться на нем. Эти ребята составляют элитную часть студенческого коллектива.

За активную работу с талантливой молодежью преподаватели физики доцент Д.А. Александров, профессор С.М. Козел, профессор Ю.А. Самарский и доцент В.П. Слободянин были удостоены Премии Правительства России в области образования в 2010 году.

Я.М.: Спасибо, Станислав Миронович, за все, что Вы и Ваши коллеги сделали для Физтеха.