Коренев Георгий Васильевич

06.05.1904 – 04.08.1980

Г.В. Коренев – выдающийся конструктор, ученый, педагог, в судьбе которого драматически отразился весь наш неспокойный 20-й век. Начав свой трудовой путь со службы в Красной Армии в качестве штурмана, Г.В. Коренев, благодаря своему таланту и невероятному трудолюбию, стремительно прошел этапы преподавателя Военно-воздушной академии, автора первых книг по навигационным приборам, конструктора, заместителя начальника авиационного Осконбюро. В этом качестве Коренев стал соавтором первого в России автопилота для тяжелого бомбардировщика. За эту работу в свои 29 лет он был удостоен высшей награды СССР, ордена Ленина.

Работа автопилота была основана на принципах радиоуправления. По радиоканалу самолёт ТБ-1 получал сигналы управления с земли, либо с борта другого самолёта, и должен был совершать взлет, маневрирование и посадку на аэродром. Можно с уверенностью сказать, что современные дроны, ставшие сейчас грозным оружием, имеют давние корни в нашей авиационной науке.

Понимая важность точных наук в работе конструктора, Георгий Васильевич поступил на вечернее отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. Там он обучался у таких выдающихся педагогов, как Н.Н. Бухгольц (механика) и Н.Н. Лузин (математика). Учебник Бухгольца по теоретической механике на десятилетия стал основным во всех технических вузах страны, а всемирно известный математик Лузин являлся основателем московской математической школы, известной как «Лузитания» и давшей мировой науке множество выдающихся математиков. По воспоминаниям коллег, Г.В. Коренев испытывал глубочайшие благодарность и уважение к этим ученым, но у него  был свой путь и своя цель – авиация.

Стремительный взлет молодого конструктора был также стремительно прерван ледяным ветром репрессий 1937 года. По абсурдному обвинению Г.В. Коренев оказался в заключении на целых 10 лет. В эти годы судьба свела его со многими выдающимися учеными и авиационными конструкторами страны, А.Н.Туполевым, С.П. Королёвым и десятками других, чьи имена позже стали гордостью советской науки.

Выйдя из заключения в 1947 году, Георгий Васильевич вновь оказался  в авангарде развития авиационной техники. При его непосредственном участии в КБ-1 (ныне предприятие «Алмаз-Антей») была разработана первая противокорабельная ракета класса «воздух-море», известная теперь как «Комета». Успешно пройдя государственные испытания, эта система долгие годы была на вооружении нашей армии.


Удостоверение -Особое конструкторское бюро

«Холодная» война тех лет ставила перед учеными и конструкторами новые задачи, от решения которых, без преувеличения, зависела жизнь миллионов наших граждан. Коренев, будучи начальником теоротдела КБ-1, занят разработкой системы противоракетной обороны Москвы, получившей первоначально название «Беркут», а затем известной как С-25. Эта система затем десятки лет своими двумя кольцами защищала Москву от возможно ядерного удара.

1930-е гг.

Наступившая вскоре долгожданная пора реабилитации застигла Георгия Васильевича сложившимся ученым, опытным инженером. Возвращены незаслуженно отнятые награды, разработанные им системы находятся на боевом дежурстве. И в свои 50 лет Коренев решает круто поменять жизнь. Он оказывается на Физтехе, на кафедре Ф.Р.Гантмахера, преподает теоретическую механику, управление движением, тензоры, и ряд других дисциплин. По материалам прежних своих работ Георгий Васильевич защищает в 1957 году кандидатскую диссертацию, а новые исследования обобщает в докторской диссертации 1966 года. Начинается новый период творчества талантливого ученого. Этот период особенно близок нам, физтехам. Потому что мы видели перед собой совершенно необычного человека, не похожего на других наших замечательных преподавателей. В нем чувствовалась собранность, четкость, воля. Термин «воля» Коренев ввел даже в свой научный лексикон, есть такой термин в его работах. В одежде ему импонировал стиль «милитари», несколько поколений физтехов застали его кожаную лётную куртку, зеленую офицерскую рубашку, такой же галстук. Лекции Коренева пользовались невероятным успехом у студентов Физтеха. На первую лекцию «по тензорам» собиралось до 100 человек. Это на факультатив, не обязательный предмет! Конечно, до конца семестра  могли выдержать не более половины студентов, трудный все же предмет, эти тензоры. Но Коренев неумолимо применял их всюду – в лекциях по теоретической механике, в управлении манипулятором, в моделировании движений человека.

В 1966 году Г.В. Коренев предложил руководству МФТИ  создать ЗФТШ – заочную физико-техническую школу МФТИ для талантливых школьников. Вместе с небольшим коллективом из молодых сотрудников МФТИ он в короткие сроки разработал методические материалы и логистику общения со школьниками, живущими в провинции. К созданию ЗФТШ он подошел как конструктор, разработав ее схему, связи, цели, оценив необходимые ресурсы. Когда в 2017 году отмечалось 50-летие ЗФТШ, имя Г.В. Коренева с благодарностью вспоминали выпускники Школы и её преподаватели. За 50 лет ЗФТШ дала Физтеху тысячи талантливых и хорошо подготовленных абитуриентов. Всё, что делал Коренев в своей жизни, он делал всерьёз и надолго.

Безусловным является приоритет Г.В.Коренева в разработке целенаправленной механики – нового метода конструирования и исследования управляемых движений механических тел (транспортных средств, роботов, манипуляторов). Целенаправленная механика оказалась также удобным инструментом для исследования движений человека. Идеи целенаправленной механики профессора Коренева оказались востребованы не только в технической сфере, но и в таких областях науки как эргономика, инженерная психология, нейрофизиология.

Г.В. Коренев принимает экзамен 1973 г.

За время работы в МФТИ с 1954 по 1980 год Г.В. Коренев опубликовал 6 монографий и множество статей, главным направлением которых являлась механика управляемого движения самых разных объектов, от ракеты до человека. В 1960-х годах он разработал свой метод управления беспилотным транспортом, трамваем, автомобилем. Спустя десятилетия эта тематика стала сверхактуальной для человечества. Коренев не дожил до бума городских автопилотов. Но он это конечно предвидел, владея навыками управления всеми мыслимыми видами транспорта. 

Коллеги Г.В. Коренева, студенты и аспиранты, помнят множество его афоризмов и метких высказываний. Одно из них гласило: единственной уважительной причиной отсутствия лектора на занятиях является его личная смерть. Лекции Г.В. Коренева закончились в 1980 году. По уважительной причине.

Материал подготовлен доцентом кафедры теоретической механики к.ф.-м.н. Козьминых В.А.

Материалы: