Кузьмичёв Дмитрий Александрович

Материалы из фонда Музея истории МФТИ:

Дмитрий Александрович Кузьмичёв родился в Смоленской области в 1920 году.

Воевал, имеет государственные награды (подробнее). После войны поступил на Физтех. После окончания много лет трудился в нашем институте на разных должностях.

 

Из газеты «За науку», выпуск №1531

Есть люди, которые являются гордостью и славой Физтеха. Один из них – Дмитрий Александрович Кузьмичев, который многие годы играл ключевую роль в жизни института.

Он родился 25 октября 1920 года в деревне Колычево Гжатского района Смоленской области. В 1936 году приехал учиться в Москву, окончил техникум, работал в Счетно-экономическом учебном комбинате управления торговли, затем был призван на военную службу. В суровые годы Великой Отечественной войны Дмитрий Александрович в составе Краснознаменного Балтийского флота сражался в первых рядах защитников нашей Родины, проявив мужество и отвагу в борьбе с фашисткими захватчиками.

В 1951 году он поступает на первый курс только организованного Московского физико-технического института, и уже через 6 лет после успешного окончания обучения назначается проректором по учебной работе. В этой должности он проработал двадцать три года.

Под руководством Д. А. Кузьмичева была проведена огромная работа по совершенствованию и развитию учебного процесса. Создавались новые факультеты и кафедры, учебно-научные лаборатории и компьютерные классы.

В течении десяти лет Дмитрий Александрович возглавлял организованную им кафедру вычислительных систем и автоматизации научных исследований. В этот период был создан вычислительный центр МФТИ, оснащенный современной техникой, кафедрой были разработаны новые учебные циклы по информатике и вычислительной технике, учебные практикумы по автоматизации физических экспериментов.

Огромная работа проводилась Кузьмичевым по приему на первый курс, по развитию олимпиадного движения, сотрудничеству с учителями средних школ.

Дмитрий Александрович – прирожденный руководитель. Он умело организовывал работу подразделений института, и не только в рамках учебного процесса. Большую организационную, учебную, научную и воспитательную деятельность он всегда успешно сочетал с активной общественной работой – был секретарем комитета ВЛКСМ и секретарем партийной организации института, членом исполкома городского Совета, членом обкома профсоюзов, председателем Совета ветеранов.

Боевые и трудовые государственные награды являются высокой оценкой яркого жизненного пути Дмитрия Александровича Кузьмичева. Он пользуется заслуженным авторитетом и уважением в коллективе института за свою мудрость и порядочность, принципиальность и требовательность, обязательность и труболюбие. Он всегда остается честным перед Физтехом, настоящим патриотом института, отдавшим ему почти 50 лет своей жизни.

Все мы благодарны ему за это.

Дорогой Дмитрий Александрович! В этот знаменательный день Вашего юбилея желаем Вам здоровья счастья и долгих лет жизни.

Благодарный Физтех

Источник: https://mipt.ru/za-nauku/hardcopies/2000/1531/kuzmichev80.php

 

 

 

Из газеты «За науку», выпуск №2(1625)-4(1627)

Дмитрий Александрович — человек уникальной судьбы. Роль Дмитрия Александровича в становлении и укреплении Физтеха огромна. Об этом при прощании с ним говорили многие. Но особенно ценно признание Олега Михайловича Белоцерковского, который в наши студенческие годы для нас был непререкаемым авторитетом и до сих пор остается им. Он сказал, что Физтех, которым мы гордимся и каким мы его знаем последние десятки лет, сложился прежде всего благодаря Дмитрию Александровичу Кузьмичеву.

Дмитрий Александрович оставил неизгладимое впечатление о себе в памяти всех, с кем сводила его судьба. Конечно, каждый, кто его знал, сохранил в памяти свое представление, свой образ Дмитрия Александровича. К числу таких людей отношусь и я. Для многих не были секретом мои с Дмитрием Александровичем теплые и душевные отношения. Во время прощания с ним ко мне подходили физтехи старших поколений и говорили: «Ушел от нас твой друг». Я дорожил и дорожу его дружбой, если позволительно мне так сказать о наших с ним отношениях.

Мне в жизни повезло: я познакомился с Дмитрием Александровичем в первый же день моего появления на Физтехе. До Физтеха я учился в Дагестанском политехническом институте. После двух курсов решил перевестись в МФТИ. В политехническом меня не хотели отпускать и отобрали студенческий билет и зачетку. Я махнул на все рукой и поехал в Долгопрудный с одним паспортом. Был 1981 год. В том году желающих перевестись на Физтех из всех вузов СССР набралось 74 отличника. Среди них был и я. По приезде в Долгопрудный пошел в приемную комиссию МФТИ. С меня потребовали документы об образовании. Естественно, их не оказалось, и поэтому мне отказали в допуске к экзамену-собеседованию для переводников. Я отошел в угол помещения приемной комиссии и молча переживал. В это время ко мне подошла одна пожилая женщина из приемной комиссии и, видя, как я горюю, сказала, чтобы я попробовал обратиться со своим вопросом к Кузьмичеву. На мой вопрос: «Кто такой Кузьмичев?», она ответила: «Заместитель председателя приемной комиссии, только он может тебе помочь».

Так в первый же день на Физтехе я попал к Дмитрию Александровичу. Он меня выслушал, обстоятельно расспросил о моей учебе в политехническом, о моей семье и сказал: «Ну что же, я вижу: ты хочешь учиться. Раз так, пиши заявление в приемную комиссию». Я тут же написал заявление, на которое Дмитрий Александрович наложил резолюцию, допускающую меня, как исключение из правил, к приемным испытаниям без каких-либо документов.

Из всех желающих перевестись только тринадцать человек получили «пятерки» по физике и математике и было принято решение о зачислении их на второй курс МФТИ. Решение перед претендентами зачитывал секретарь приемной комиссии института, преподаватель военной кафедры подполковник Рогачев. Зачитав мою фамилию, подполковник поднял голову и сказал: «Абдулгамидов, откуда вас знает проректор Кузьмичев? Дмитрий Александрович вызывает вас к себе». Нужно ли говорить, что я, переполненный гордостью за себя как за новоиспеченного физтеха, сделал жест, исключающий всякие сомнения относительно моих с проректором МФТИ давних отношений, и побежал к Дмитрию Александровичу. Он сказал мне: «Мы сделали, что могли. Привезешь документы — примем в МФТИ, не привезешь — не обессудь. Теперь все от тебя зависит».

Естественно, я привез документы, с ведома Дмитрия Александровича в мое личное дело вложили новое заявление, и я стал полноправным физтехом…

Эти детали моей частной жизни я рассказываю только для того, чтобы вспомнить о том, каким человеком поступка и чести был Дмитрий Александрович Кузьмичев. Он скрупулезно и ответственно подходил к каждому, судьба которого зависела от его решения. Только при таком подходе к отбору студентов и возможен был феномен Физтеха.

После поступления на Физтех, в силу своей молодости и наивности, я считал возможным по любому поводу обращаться к Дмитрию Александровичу. Он меня всегда принимал. Слава богу, я учился неплохо и всегда к проректору ходил решать проблемы других студентов.

Один раз я встретил Дмитрия Александровича в коридоре института и обратился к нему с просьбой решить какой-то хозяйственный вопрос общежития. У нас состоялся такой диалог:

— Низами, ты же знаешь: этот вопрос ведет другой проректор.

— Знаю, Дмитрий Александрович, но этот вопрос не терпит отлагательства. Вы, я знаю, его можете решить и решите лучше и быстрее.

— Ты прав, Низами, если человек может, то он должен делать.

Этому принципу Дмитрий Александрович следовал всегда. Ему дело было до всего на Физтехе. Если что-то решил другой проректор, то еще можно было жаловаться Кузьмичеву. Но если же вопрос решил Дмитрий Александрович, то это было окончательным решением. Во-первых, ректор полностью доверял своему проректору и полагался на него. Во-вторых, все знали, что Дмитрий Александрович принимает решения после обстоятельного изучения вопроса.

Каждый из нас, вспоминая годы, проведенные на Физтехе, обязательно вспоминает и своих Учителей — неординарных личностей, людей слова, которые фактом своего существования воспитывали в студентах дух дерзания, поступка, чести и благородства. Для очень многих, кто имел счастье встречаться с Дмитрием Александровичем на Физтехе, он был таким примером для подражания.

Такие люди являются важной составляющей того, что называют «системой Физтеха». Об этом обычно не говорят, но без таких самоотверженных, трудолюбивых, решительных, благородных и неординарных людей, не была бы возможна эта «система». Истинным воплощением такой человеческой составляющей «системы Физтеха» и был Дмитрий Александрович.

Я знал, что Дмитрий Александрович болен. Подходил к редактору газеты «За науку», мы хотели, чтобы еще при его жизни прозвучали слова благодарности от физтехов моего поколения. Не успел. К сожалению, мы не всегда успеваем вовремя отблагодарить своих Учителей, ряды которых с годами становятся все меньше…

Есть люди, которые были гораздо ближе к Дмитрию Александровичу, которые гораздо достойнее меня и с большим правом, чем я, могли бы писать о нем как о Человеке с большой буквы. Но я рискнул написать о нем, считая своим долгом публично высказать слова благодарности в адрес Дмитрия Александровича. Это как раз тот случай, когда не нужно молчать, считая себя скромным. Слова благодарности — это только малая толика того, что мы должны были сделать для Дмитрия Александровича, который всю свою сознательную жизнь отдал Физтеху, а значит, и нам с вами.

Н. АБДУЛГАМИДОВ, выпускник МФТИ 1986 года, ст. преподаватель кафедры радиотехники МФТИ, Председатель правления Моспромбанка