Музей истории МФТИ

Документы из фонда музея МФТИ:

Абрам Исаакович Алиханов, которого мы по праву считаем одним из отцов основателей Физтеха,  родился 4 марта 1904 года в г. Елизаветполе Тифлисской губернии (впоследствии г. Кировабад, Азербайджан). Среднее образование он получил в Тифлисе, а высшее — в Ленинграде, где в 1928 году окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института.

В 1927 году, еще будучи студентом, он был принят на работу в Ленинградский физико-технический институт (ЛФТИ), основателем и директором которого был академик А.Ф. Иоффе

Первые научные труды А.И. Алиханова (первая научная работа опубликована в 1929 году) были посвящены рентгенографическим  исследованиям металлов в связи с проблемой старения металлов. Вскоре Абрама Исааковича заинтересовали оптические свойства самих рентгеновых лучей. Вместе со своим близким другом Л.А. Арцимовичем Абрам Исаакович выполнил большую серию исследований (1930—1933 гг.)  преломления и полного отражения рентгеновых лучей. В области понимания процесса  полного отражения жестких рентгеновых лучей полной ясности тогда еще не было, экспериментальные данные были недостаточно надежными. Итоги своих исследований в этой области А.И. Алиханов обобщил в монографии «Оптика рентгеновых лучей», изданной в 1933 году к 15-летнему юбилею ЛФТИ. 

В 1933 году А.И. Алиханов обращается к новой тематике – физике атомного ядра. А.Ф. Иоффе создал отдел ядерной физики, который вскоре возглавил И.В. Курчатов. В своем отделе Абрам Федорович создал  позитронную лабораторию, которую возглавил А.И. Алиханов.

Благодаря  проницательности А.Ф. Иоффе, в ЛФТИ возникла первая в стране школа ядерной физики, которая сыграла ключевую роль в создании атомного оружия в СССР. В 1932 году (декабрь) К. Андерсон сообщил об обнаружении в космических лучах положительно заряженных электронов, т.е. позитронов. Это открытие было очень быстро подтверждено другими экспериментаторами. Началась «охота» за земными источниками позитронов. Исследования проводились с  использованием камер Вильсона, что затрудняло применение интенсивных источников излучений, а также точное измерение импульса частиц. 

А.И. Алиханов решил применить для тех же целей магнитный спектрометр типа Даниша. Спектрометр был модернизирован с целью снижения фона от рассеянных электронов и гамма-квантов. Для регистрации излучения  использовали телескоп, состоявший из двух счетчиков Гейгера-Мюллера, работавших на совпадение. Так было положено начало ядерной электронике. Исследования были начаты с изучения энергетических спектров позитронов внешней парной конверсии. Источниками излучений служили естественные радиоактивные вещества. Внешняя парная конверсия к началу работ А.И. Алиханова была уже описана теоретически и исследована (с использованием камеры Вильсона) экспериментально. Тем не менее, впервые форма энергетического спектра позитронов внешней парной конверсии (ПК) была детально изучена, и было показано, что в соответствии с теорией максимум спектра приходится примерно на энергию позитронов, равную половине максимальной. В ходе этих исследований было обнаружено, что позитроны попадают в спектрометр и без наличия в пучке гамма-квантов конвертора – свинцовой фольги. Так были начаты исследования позитронов внутренней парной конверсии, которая фактически была впервые  обнаружена и  исследована А.И. Алихановым и его коллегами. На возможность  существования такого явления теоретически уже было указано, хотя теория явления не была развита. Более того, супруги Кюри сообщили о наблюдении явления  внутренней ПК, но это сообщение в виде одной фразы в работе, посвященной другой теме, не может рассматриваться как доказательство обнаружения нового физического процесса. 

А.И. Алиханов исследовал форму спектров позитронов внутренней ПК,  которая сильно отличается от формы спектров позитронов внешней ПК. Интенсивность позитронов внутренней ПК возрастает с энергией и резко обрывается при максимальной энергии Еmax= Е?—1,02 МэВ, где Е? — энергия гамма-перехода, 1,02 МэВ — энергия покоя двух электронов (е+е—-пары). 

При этом вначале были обнаружены «лишние» позитроны. Лишь после увеличения разрешающей способности спектрометра стало понятным, что  «лишние» позитроны происходят от ранее неизвестных гамма-переходов. В результате оказалось возможным изучать схемы распадов возбужденных ядер. Группа А.И. Алиханова заложило основы новой науки – ядерной  спектроскопии. 

А.И. Алихановым были выполнены систематические исследования спектров как электронов, так и позитронов искусственных и естественных источников. Впервые обнаружено влияние кулоновского поля на форму спектров электронов и позитронов. Исследовано угловое распределение позитронов внутренней ПК. С высокой точностью было показано, что при аннигиляции электрона и позитрона выполняется закон сохранения энергии-импульса. Этот эксперимент был поставлен в связи с инициированной Н. Бором дискуссией о возможности нарушения законов сохранения в микромире. 

В период с 1933-го по 1943 годы группа А.И. Алиханова в ЛФТИ была признанным в мире лидером в области позитронной спектроскопии. Выполненные А.И. Алихановым работы находились на самом высоком, «нобелевском» уровне. В 1939 году А.И. Алиханов был избран в члены-корреспонденты АН СССР, в 1943 году стал академиком. Начиная с этого времени, вместе с другими ведущими специалистами страны в области ядерной физики, главным образом, представителями школы ЛФТИ, А.И. Алиханов был привлечен к решению проблемы создания атомного оружия в СССР. Проект возглавил друг А.И. Алиханова – академик И.В. Курчатов. Оба начинали с создания первых в стране атомных реакторов. Оба учёных являлись руководителями специальности «строение вещества» На ФТФ МГУ, позже Абрам Исаакович работал на кафедре общей физики МФТИ. 

А.И. Алиханов возглавил Лабораторию № 3 АН СССР, которая по приказу Совета Министров была создана 25 декабря 1945 года. В 1947 году в этой лаборатории был создан проект первого в стране тяжеловодного реактора. Для выполнения этого задания правительства и был, собственно, создан институт. Тогда ещё не было тяжёлой воды в достаточных количествах, не было ее промышленного производства. Необходимо было проводить фундаментальные исследования в области физики ядра, а специалистов по ядерной энергии в стране не было, не было и учебных заведений, готовящих таких специалистов. Поэтому первоочередной задачей стало обучение научных сотрудников и инженеров азам атомной энергетики. 

Реактор был спроектирован в Подольске, там же создавались и основные его узлы. Специалисты из Подольска занимались и монтажом реактора, а также участвовали в его пуске и дальнейшей эксплуатации. 

Реактор был построен в апреле 1949 года. Первый его вариант мог работать как реактор нулевой мощности – около 500 кВт. Реактор был запущен ночью, а утром позвали теоретиков. Абрам Исаакович решил над теоретиками подшутить и сказал им, что расчёты не оправдались — критический уровень не тот. На самом деле все расчёты подтвердились, и всё было хорошо. Когда первый испуг прошел, А.И. Алиханов поздравил всех. 

На реакторе под руководством А.И. Алиханова были выполнены эксперименты, позволившие получить данные для уточнения расчетов и строительства реакторов промышленного значения. И эта задача вскоре была решена. 

Абрам Исаакович до конца своей жизни оставался главою и горячим сторонником тяжеловодного направления в реакторостроении. Тяжеловодные реакторы не требуют обогащения топлива, т.е. могут работать на естественном уране и обладают высокой устойчивостью благодаря высокому отрицательному коэффициенту мощности. С ростом температуры в активной зоне реактивность реактора падает. За счет такой обратной связи реактор в  стационарном режиме может работать вообще без автоматической системы регулирования, управляющие стержни можно извлечь из активной зоны, что было продемонстрировано на реакторе Лаборатории № 3 (ныне Институт теоретической и экспериментальной физики ИТЭФ). Государственное задание было выполнено. В 1954 году А.И. Алиханову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 

Однако тяжеловодное направление в реакторостроении не стало главным в стране. Центр тяжести научных интересов в ИТЭФ был смещен в области ядерной физики и физики элементарных частиц. Примерно в эти годы в ИТЭФ было принято решение о разработке и строительстве первого в стране ускорителя протонов с жесткой фокусировкой. Он начал работать в ИТЭФ в 1961 году. Энергия протонов достигала 7 ГэВ. Одновременно под Серпуховым шло строительство аналогичного ускорителя, но на энергию 70 ГэВ – крупнейшего в мире ускорителя протонов в то время. Все планы развития исследований в ИТЭФ были связаны с этими ускорителями, и, разумеется, основой будущих работ должен был стать ускоритель под Серпуховым. 

Абрам Исаакович сам участвовал в экспериментах по измерению продольной поляризации электронов бета-распада и показал, что она, в соответствии с теорией, равна отношению скоростей электрона и света. Независимо от других исследовательских центров в ИТЭФ однозначно была установлена V-А-структура слабого взаимодействия. В опытах по измерению продольной поляризации электронов RaE А.И. Алиханов со своими учениками с высокой точностью показал, что в бета-распаде имеет место инвариантность относительно обращения времени. Достигнутая им точность была превзойдена лишь много лет спустя. Пуск ускорителя ИТЭФ в 1961 году привел к переориентации тематики института на физику элементарных частиц физику высоких энергий. В разработке протонных ускорителей с жесткой фокусировкой особая роль принадлежала ближайшему сподвижнику А.И. Алиханова В.В. Владимирскому. Можно сказать, что весь институт был теперь ориентирован на работы на самом крупном в мире ускорителе. И вот в этот момент, когда «пути назад были отрезаны», руководство ведомства отбирает у ИТЭФ еще недостроенный серпуховский ускоритель. Для Абрама Исааковича это было равнозначно катастрофе, так как разрушились все его планы. Институт лишался своей основной базовой установки. В жизни А.И. Алиханова было немало тяжелых ударов судьбы. Но даже когда самой жизни Абрама Исааковича угрожала опасность, а это случалось, например, в начале 50-х годов, когда «охрана» академика (т.е. КГБ), можно сказать, открыто готовила «дело» против директора, он так не переживал, как теперь, когда ИТЭФ остался без серпуховского ускорителя. Смерть Сталина спасла не только Алиханова, но и других ученых. Но теперь удара по институту А.И. Алиханов не выдержал. У него произошел тяжелый инсульт. Больной директор потерял способность управлять институтом так же твердо и жестко, как раньше, чем не преминули воспользоваться некоторые сотрудники института. В 1968 году А.И. Алиханов подал в отставку. Через два года его не стало. 

Скончался А.И. Алиханов 8 декабря 1970 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

Источник: «Росатом» http://www.biblioatom.ru/founders/alikhanov_abram_isaakovich/