Капица Петр Леонидович

«Русский и советский физик, инженер и инноватор. Видный организатор науки. Основатель Института физических проблем (ИФП), директором которого оставался вплоть до последних дней жизни.
Один из основателей Московского физико-технического института. Первый заведующий кафедрой физики низких температур физического факультета МГУ».

Детство

Родители Петра Леонидовича Капицы – военный инженер и его жена Ольга Иеронимовна, дочь топографа, происходившего из дворянского рода. Мама Петра Леонидовича родилась в Тбилиси, там же училась, потом переехала в Петербург для продолжения обучения. В Петербурге она познакомилась с будущим мужем. И вот, 26 июня (8 июля) 1894 года в Кронштадте в семье родился Петя.

Учеба

В 1905 году Пётр Капица поступил в гимназию. В учёбе не всё шло гладко – очень тяжело Пете давалась латынь. Из-за трудностей в учёбе он перешёл в Кронштадское реальное училище.
Мальчик обладал пытливым умом и с детства не желал ничего принимать за неоспоримый факт. Петру требовалось до всего докопаться самому и непременно доказать или опровергнуть. К примеру, всем известно, что рыбий жир полезен. Но чем? И почему? После серьезного исследования вышла первая полунаучная статья Капицы, которая касалась именно этого продукта и рассказывала о его добыче.

Иоффе и Капица с коллегами по Физтеху. Петроград.

Кронштадское училище являло собой настоящий «питомник» технических специальностей. Его выпускникам была прямая дорога в Петербургский Политехнический институт. Пётр Капица после окончания училища поступил на электромеханический факультет. Способного студента сразу заметил Абрам Федорович Иоффе. Он привлёк Капицу к работе в своей лаборатории. Пётр Леонидович особенно ценил то, что учитель давал своим сотрудникам и ученикам свободу, всегда поддерживал их начинания и хотел «увидеть ростки занаучного мышления».

Первая мировая война

В 1915 году Петр Капица добровольцем отправился на фронт. Служил водителем на санитарном автомобиле, возил раненых на польском фронте.Однако на фронте Капица пробыл недолго и, демобилизовавшись, вернулся в Петербург продолжать учебу.

Петербург

В 1918 году Пётр Леонидович окончил Политехнический институт и был оставлен в его штате в качестве преподавателя физики и механики. До 1921 года он занимался научной работой на кафедре физики, которую возглавлял Абрам Иоффе.
В 1920 году непродолжительное время Капица работал в одной лаборатории со своим другом знаменитым химиком Николаем Николаевичем Семёновым. В то время был написан и знаменитый двойной портрет Б.М. Кустодиева. Тогда же Пётр Леонидович встретил свою первую любовь. Три года супруги счастливо жили вместе. В семье родилось двое детей. Зимой 1920 года произошла трагедия – во время эпидемии гриппа «испанки» Капица потерял отца, двухлетнего сына, жену и новорожденную дочь. От этого чудовищного удара Пётр Леонидович не мог оправиться долгое время. По его словам, к жизни его вернула мама, которая старалась как только могла поддержать раздавленного горем сына.

Все старались его как-то поддержать, отвлечь… Так, Иоффе считал, что перспективному молодому ученому стоит продолжить учёбу в авторитетной зарубежной научной школе. Да и к тому же такая поездка смогла бы немного сменить обстановку, после его утраты.

Англия

В 1921 году Капица, в составе специальной комиссии, был командирован советским правительством в Англию. Задача комиссии – перенимать опыт зарубежных научных центров, участвовать в семинарах, слушать научные доклады. Интересен факт, что в комиссию, наряду с видными деятелями науки и техники, входил знаменитый кораблестроитель Алексей Крылов. В последствие Пётр Леонидович женился на его дочери Анне.

Первым делом члены комиссии посетили Кембридж. Это не удивительно, ведь именно там работал знаменитый британский физик сэр Эрнест Резерфорд (его называли отцом ядерной физики), и только у него была самая мощная в мире лаборатория. Считается, что устроиться на работу к Резерфорду (а это было делом крайне сложным) Капице помогла рекомендация Иоффе. Молодой советский учёный быстро заслужил уважение коллег и руководства благодаря двойному таланту – инженера и экспериментатора. Учебную программу, которая была рассчитана на полгода, Капица прошёл за 2 недели.

Иоффе, Капица и Крылов. Париж.

«Крокодил»

Что же касается личных отношений Резерфорда и Капицы, то в самом начале работы Петра Леонидовича в лаборатории, они складывались не слишком хорошо. Оба учёных обладали совсем не простыми характерами. Но через некоторое время Эрнест Резерфорд и Пётр Капица стали близкими друзьями. Известна история о том, как Капица назвал Резерфорда «Крокодилом» (заметим, что в этом не было ничего обидного!). Такое необычное сравнение объяснялось тем, что крокодил – животное, которое никогда «не даёт задний ход». Вот и Резерфорд, совсем как крокодил, движется только вперед! Крокодил, вообще, стал неким, говоря по-современному, отдельным брендом лаборатории. Капица его, где только не использовал. Даже ставил фигурку крокодила на капот своей машины. А при открытии лаборатории преданные друзья великого Резерфорда даже сделали гравировку крокодила на стене.

 

Жизнь в Англии

Работая и проживая в Англии, Пётр Леонидович Капица сохранял советское гражданство.
В 1923 году защитил он докторскую диссертацию и получил степень доктора философии Кембриджского университета.
Время шло, боль от потери первой семьи заметно утихла, и Пётр Леонидович снова влюбился. Как уже упоминалось, его выбор пал на прекрасную девушку Аню Крылову. В этом браке родились два сына – Сергей и Андрей. Впоследствии они тоже стали учеными. Так, Сергей Петрович Капица преподавал на Физтехе и вёл очень популярную в 70-е годы прошлого века телепередачу «Очевидное невероятное». Что же касается семейной жизни Петра Капицы, то Анна стала для него не просто любимой женщиной и матерью его детей, но и настоящим секретарём, которому Капица доверял разбор своих рукописей и черновиков.
В 1929 году Пётр Леонидович был удостоен большой чести – его избрали в члены английского Королевского общества. Позже в том же году — он стал и членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1930 году Капица уже профессор Королевского общества.

Назад в СССР

На протяжении всего «английского периода» П.Л. Капица регулярно приезжал в СССР. В Ленинграде жила его мама, которую он нередко навещал. Кроме того, Капица, приезжая в СССР, выступал с научными докладами. Когда в 1934 году он в очередной раз приехал на родину для участия в Менделеевском съезде, то вернуться обратно в Кембридж ему не удалось. Капицу практически выкрали, не дав ему покинуть Советский Союз. Виза была закрыта, и Пётр Леонидович оказался без связи с семьёй. К счастью, после трудностей, которые пришлось преодолеть Петру Леонидовичу и Анне Алексеевне, их семья воссоединилась – Анна с сыновьями получили разрешение переехать в Советский Союз.
«Исходя из соображений, что Капица оказывает значительные услуги англичанам, информируя их о положении в науке СССР, а также и то, что он оказывает английским фирмам, в том числе военным, крупнейшие услуги, продавая им свои патенты и работая по их заказам, запретить П. Л. Капице выезд из СССР».

Сталин говорил так: «Передайте Капице, что мы сделаем всё, чтобы создать ему желательные условия, построим для него специальный институт, но объясните твёрдо, что в Англию он не вернётся, мы не разрешим ему выехать туда». Председатель Госплана сообщил учёному, что выезд за границу невозможен, и виза аннулирована.

Действительно, оборудование, которое нужно было для полноценной работы Петра Леонидовича осталось за границей. Придя в себя после пережитого шока, он заявил, что работать сможет только, если оборудование аналогичное Резерфордовскому, будет ему предоставлено. В 1935 году по ходатайству Резерфорда сенат Кембриджского университета и правительство Англии дали согласие на продажу СССР научного оборудования Мондовской лаборатории, чтобы ученый мог продолжить свои исследования в Москве.

Москва

23 декабря 1934 г. Вячеслав Молотов подписал постановление об организации в составе Академии наук СССР Института физических проблем (ИФП).
3 января 1935 г. газеты «Правда» и «Известия» сообщили о назначении Капицы директором нового института.
В начале 1935 года Капица переехал из Ленинграда в Москву.

До войны

Период с 1936 года по 1941 год ученому был особенно плодотворным для Петра Леонидовича. Он разработал новый метод сжижения воздуха, который предопределил развитие во всем мире крупных установок для получения кислорода, азота и инертных газов, установил скачок температуры («скачок Капицы») при переходе тепла от твердого тела к жидкому гелию, открыл сверхтекучесть жидкого гелия.

Война

Во время Великой Отечественной войны институт физических проблем был эвакуирован в Казань, туда же переехала из Ленинграда и семья Петра Леонидовича.
В военные годы необходимость в производстве жидкого кислорода из воздуха в промышленных масштабах резко возросла (в частности, для производства взрывчатки). Капица усердно работал над этой задачей и ему удалось создать установки и запустить их в эксплуатацию.
По предложению Капицы 8 мая 1943 года вышло постановление Государственного комитета обороны, согласно которому было создано Главное управление по кислороду при СНК СССР. Этим дело не закончилось. В 1945 году был организован специальный институт кислородного машиностроения — ВНИИКИМАШ и начал выходить новый журнал «Кислород».
Построенные Капицей установки для сжижения газов нашли широкое применение в промышленности.
В 1945 году Пётр Леонидович получил звание Героя Социалистического Труда, а возглавляемый им институт был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Атомный проект

Во второй половине 1945 года, сразу по окончании войны, в активную фазу вступает советский атомный проект.
20 августа 1945 года был создан атомный Спецкомитет при Совнаркоме СССР, руководителем которого стал Лаврентий Берия. В комитет первоначально вошли только два физика:
• Игорь Курчатов был назначен научным руководителем всех работ.
• Пётр Капица, который не являлся специалистом в ядерной физике, должен был курировать отдельные направления (низкотемпературная технология разделения изотопов урана).
Однако вскоре Капица написал открытое письмо, в котором раскритиковал методы управления Л.П. Берии.
В результате Пётр Капица был отстранён от проекта.
«Капица позволял себе совершенно исключительное для советского учёного и гражданина поведение».
Считается, что Иосиф Виссарионович Сталин ценил в Капице прямоту и откровенность. Однако, после дерзкой критики в адрес всесильного Берии, отношения Петра Леонидовича с властью испортились.

Капица, Курчатов и Иоффе. Москва.

ФТФ

Еще до войны П.Л. Капица и еще ряд ученых выдвинули идею о создании Высшей политехнической школы, где студенты обучались бы по совершенно новой системе. Идея понравилась правительству, но осуществить её не удалось из-за начала войны.
Второй раз к мысли о создании высшей политехнической школы вернулись уже в 1946 году. На этот раз всё должно было получиться – министр образования Кафтанов подсказал Капице и Христиановичу, как правильно оформить документы, и Сталин, ознакомившись с ними, вернул весь пакет без единой поправки. Это значило – школе быть. Но… В самый последний момент, когда уже обсуждался учебный план, было принято экстренное решение открыть не самостоятельный вуз, а физико-технический факультет в составе МГУ (ФТФ стал прародителем МФТИ, который был открыт в 1951 году). Всё-таки власти не доверяли Капице, считая Петра Леонидовича не достаточно политически надёжным человеком.
Проректором нового факультета назначили Сергея Алексеевича Христиановича, а Петра Леонидовича пригласили на факультет преподавать физику в тандеме с известным Львом Давидовичем Ландау.

В опале

Вскоре, 17 августа 1946 года Капицу снимают с должности директора ИФП, а позже, в 1950 году, его уволили и с ФТФ «за отсутствием педагогической нагрузки». Эти годы Капица провёл на даче, на Николиной горе, где фактически находился под домашним арестом.
Свои исследования ученому пришлось проводить в созданной им на даче домашней лаборатории.
В 1950-1955 годах Капица разработал СВЧ генераторы нового типа. Эта работа (опубликована 1969 году) открыла новое направление исследований в области осуществления управляемого термоядерного синтеза.

После смерти Сталина

В 1954 году, после смерти Сталина и Берии, на базе домашней лаборатории ученого была создана Физическая лаборатория АН СССР, заведующим которой был назначен Пётр Капица. В 1955 году он вернулся к руководству института физических проблем и был назначен главным редактором «Журнала экспериментальной и теоретической физики». В этот период внимание учёного привлекают свойства плазмы, гидродинамика тонких слоёв жидкости и даже природа шаровой молнии.
Наряду с научной деятельностью Капица продолжал читать лекции студентам. Вел он и собственный семинар, где почитали за честь выступить лучшие физики страны. «Капичник» стал, своего рода, научным клубом, куда приглашались не только физики, но и представители других наук, деятели культуры и искусства.
С 1956 года по 1984 год Пётр Леонидович Капица заведовал кафедрой физики и техники низких температур МФТИ, а также возглавлял Координационный совет института.
В 1965 году, впервые после более чем тридцатилетнего перерыва, Капица получил разрешение на выезд из Советского Союза в Данию для получения Международной золотой медали Нильса Бора. Там он посетил научные лаборатории и выступил с лекцией по физике высоких энергий. Последние 20 лет жизни ученый посвятил подробному изучению природы плазмы и разработке методов ее диагностики в шнуровом разряде.

Награды

Пётр Леонидович Капица – дважды Герой Социалистического Труда (1945 г., 1974 г.), дважды лауреат Государственной премии СССР (1941 г., 1943 г.) награжден шестью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В 1978 году Петр Капица был удостоен Нобелевской премии по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур».
Свою нобелевскую речь Капица, вопреки традиции, посвятил не тем работам, что были отмечены премией, а современным исследованиям. Капица сослался на то, что от вопросов в области физики низких температур он отошёл около 30 лет назад и ныне увлечён другими идеями. Нобелевская речь лауреата называлась «Плазма и управляемая термоядерная реакция».

Конец пути

Скончался выдающийся ученый 8 апреля 1984 года в Москве от инсульта, не дожив несколько месяцев до своего 90-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. После смерти мужа Анна Алексеевна организовала в его доме музей.