Семёнов Николай Николаевич (1896-1986)

Нико­лай Нико­ла­е­вич Семё­нов родился 15 апреля 1896 года в Сара­тове. Родители Николая Николаевича Семёнова познакомились в Царском Селе. Отец служил по военной части, а мать окончила в Петербурге Высшие женские математические курсы. Отец  за выслугу лет получил имение и стал дворянином.

О детстве Николай Николаевич вспоминает мало, лишь  лесные и речные просторы, плавание в лодках, веселую компанию.

Ещё в стар­ших клас­сах школы Нико­лай увле­кался химией, имел неболь­шую домаш­нюю лабо­ра­то­рию и читал много книг по химии и физике. Н.Н. Семё­нов меч­тал, изу­чив подробно физику, при­ме­нять свои зна­ния к изу­че­нию химии.

Еще в молодые годы понял, что только физика может дать ответ на основной вопрос химии – каким образом протекает химическая реакция, а затем внес в  химию новый физический подход, который обогатил химию. В 1913 году он окон­чил Самар­ское реаль­ное учи­лище с зане­се­нием на золо­тую доску и в том же году поступает на физико-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет Петер­бург­ского уни­вер­си­тета. Здесь Н.Н. Семё­нов начал зани­маться науч­ной рабо­той под руко­вод­ством созда­теля оте­че­ствен­ной школы физи­ков ака­де­мика А.Ф. Иоффе.

Будучи сту­ден­том, он напи­сал несколько науч­ных ста­тей по столк­но­ве­нию элек­тро­нов с моле­ку­лами и по тео­рии про­хож­де­ния элек­три­че­ства через газы. Он окон­чил уни­вер­си­тет в 1917 году, полу­чив диплом пер­вой сте­пени, и был остав­лен при уни­вер­си­тете про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том.

Чехословацкий переворот

Н.Н. Семёнов был заинтересован наукой и не следил за политическими делами.Весной 1918 года Семёнов поехал к родителям в Самару на каникулы, где его застал Чехословацкий переворот. Скорее он здесь вступил добровольцем в белогвардейскую народную армию, служил коноводом в артиллерийской батарее около месяца. Вскоре, под предлогом плохого состояния отца он добивается отпуска в Самару.Однако начинает путать следы – будто едет в Уфинскую батарею, а сам в Томск, который был ближайшим к нему университетским городом.
Семёнов преподавал в Томском технологическом институте и Томском университете на кафедре физики.
Во время прибывания в Томске он сделал несколько небольших , но зато самостоятельных научных работ. При институте организовал постояннодействующий научный семинар, и наконец, по собственной инициативе руководил научным кружком студенческой молодежи.

Работа

В 20-х годах Н.Н. Семё­нов открыл меха­низм теп­ло­вого элек­три­че­ского про­боя диэлек­три­ков и создал его тео­рию. Эти пред­став­ле­ния были строго мате­ма­ти­че­ски сфор­му­ли­ро­ваны, под­твер­ждены экс­пе­ри­мен­тально

Эти работы позднее привели Н.Н. Семё­нова в 1926—1927 г.г. к созданию тепловой теории само­вос­пла­ме­не­ния горю­чих газов. он установил, что хими­че­ский взрыв бывает двух типов: теп­ло­вой и цеп­ной. В даль­ней­шем это под­твер­ди­лось и для ядер­ных взры­вов. Тер­мо­ядер­ный взрыв имеет теп­ло­вой, а атом­ный — цеп­ной харак­тер.

В 1921 году  Семенов становится заместителем Иоффе. В 1922 году Семё­нов был назна­чен заме­сти­те­лем дирек­тора физико-технического рентгеновского инсти­тута.

В 1922-1923 .гг. начали выделяться деньги , как говорил сам Н.Н.Семёнов : «…бывало даже продавали  музейные экспонаты, а деньги все потом шли на науку… – это было важно… К 22-23 году у нас был хоть и небольшой, но укомплектованный хорошим оборудованием институт».

Иссле­до­ва­ния, про­ве­дён­ные в 1926—1927 г.г. в лабо­ра­то­рии элек­трон­ных явле­ний, при­вели к откры­тию цеп­ных раз­ветв­лён­ных хими­че­ских реак­ций. Это откры­тие при­над­ле­жит к круп­ней­шим науч­ным дости­же­ниям XX века. Оно на мно­гие после­ду­ю­щие годы опре­де­лило как судьбу самого Н.Н. Семё­нова, так и раз­ви­тие ряда важ­ней­ших обла­стей химии и физики. Огром­ная заслуга Н.Н. Семё­нова состоит в созда­нии общей тео­рии цеп­ных про­цес­сов. Резуль­таты этой работы обоб­щены в клас­си­че­ской моно­гра­фии «Цеп­ные реак­ции», издан­ной в 1934 году в СССР и в 1935 году в Англии.

Капица приглашает в Кембридж

П.Л. Капица в Кембридже пишет письмо : «.. рад что в институте дела идут хорошо, темы интересные особенно твои. Я сейчас изучаю магнитные поля, предстоит идти в девственный край, а это увлекательно..»

«.. должен тебе сказать, Петька, твое отсутствие я ощущаю очень. Привези кроме носков дамских чулок дюжины две, если это не затруднит тебя денежно ..»

«..вот что дорогой мой, тебе надо прокатиться за границу. Раздобудь себе на командировку фунтов 30-50 и приезжай. Визу я тебе раздобуду, очень очень стоит посмотреть, как люди тут работают и мыслят. Тут у нас есть кружок, в котором я организатор, он по образцу нашему- Петроградскому» – далее в письме говорится о том, что все соскучились по нему и очень рады что он остается «русским подданным» несмотря на предложения от англичан.

« …в будущем году непременно приеду..»

Б. М. Кустодиев. Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова. Прочитайте  Историю написания портрета!

И он приехал, к этому времени они уже были академиками. (В 1929 году Н.Н. Семе­нова изби­рают чле­ном кор­ре­спон­ден­том АН СССР, а в 1932 году он ста­но­вится ака­де­ми­ком АН СССР).

В трид­ца­тые годы в Инсти­туте хими­че­ской физики под руко­вод­ством Н.Н. Семё­нова подробно изу­чена кине­тика реак­ций горю­чих газов, что поз­во­лило коли­че­ственно пред­вы­чис­лять из кине­ти­че­ских дан­ных тем­пе­ра­туру само­вос­пла­ме­не­ния при опре­де­лён­ном дав­ле­нии или дав­ле­ние само­вос­пла­ме­не­ния при дан­ной тем­пе­ра­туре. Работы по само­вос­пла­ме­не­нию поз­во­лили Нико­лаю Нико­ла­е­вичу Семё­нову и его школе создать общую совре­мен­ную тео­рию рас­про­стра­не­ния пла­мени, дето­на­ции, горе­ния и взрыва газо­об­раз­ных, жид­ких и твёр­дых веществ.

В начале Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны инсти­тут хими­че­ской физики (ИХФ) был эва­ку­и­ро­ван в Казань, где в 1941—1943 г.г. Н.Н. Семё­нов рабо­тает по обо­рон­ной тема­тике. В 1943 году ИХФ пере­во­дится в Москву.

Н.Н. Семё­нов чётко пони­мал зна­че­ние работ по исполь­зо­ва­нию атом­ной энер­гии в мир­ных и воен­ных целях. В конце 1945 года он обра­ща­ется в пра­ви­тель­ство с пред­ло­же­нием об актив­ном при­вле­че­нии его лично и руко­во­ди­мого им инсти­тута к созда­нию атом­ного ору­жия. Н.Н. Семё­нов фор­му­ли­рует целый ряд задач, кото­рые ИХФ мог бы решить тео­ре­ти­че­ски и экс­пе­ри­мен­тально сво­ими силами и силами ряда сотруд­ни­ков из дру­гих орга­ни­за­ций. В част­но­сти, в письме Л.П. Берии Н.Н. Семе­нов ука­зы­вал: «Про­фес­сор Хари­тон, с кото­рым я про­ра­бо­тал 25 лет, явля­ется сей­час, по срав­не­нию, более круп­ным спе­ци­а­ли­стом, чем я, в обла­сти взрыв­ча­тых веществ и тем более ядер­ной физики (в послед­ней обла­сти я вообще нико­гда экс­пе­ри­мен­тально не рабо­тал). Свою основ­ную обя­зан­ность и роль я вижу в том, чтобы помочь проф. Хари­тону своим боль­шим научно-орга­ни­за­ци­он­ным и науч­ным опы­том в раз­ре­ше­нии основ­ной задачи — устрой­ства атом­ной бомбы и ана­лизе ее дей­ствия».

Поста­нов­ле­нием Совета мини­стров СССР от 9 апреля 1946 года ИХФ был при­вле­чён к созда­нию ядер­ного ору­жия. Инсти­туту было пору­чено про­ве­де­ние рас­чё­тов, свя­зан­ных с кон­стру­и­ро­ва­нием атом­ных бомб, изме­ре­ние необ­хо­ди­мых кон­стант и под­го­товка поли­гона и обо­ру­до­ва­ния для оценки пора­жа­ю­щего дей­ствия ядер­ного ору­жия. Для реа­ли­за­ции этих работ в ИХФ был создан спе­ци­аль­ный сек­тор с рядом отде­лов и лабо­ра­то­рий. ИХФ пер­во­на­чально стал одним из основ­ных испол­ни­те­лей тео­ре­ти­че­ской части атом­ной бомбы, явля­ясь одновре­менно одним из «постав­щи­ков» науч­ных кад­ров для КБ—11, при­чем Н.Н. Семе­нов не пре­пят­ство­вал такому дви­же­нию своих сотруд­ни­ков.

В тече­ние 1946—1947 гг. в тео­ре­ти­че­ском отделе ИХФ, наряду с рабо­тами по атом­ной бомбе сфор­ми­ро­ва­лось новое науч­ное направ­ле­ние иссле­до­ва­ний, кото­рое воз­гла­вил Я.Б. Зель­до­вич и кото­рое отно­си­лось к исполь­зо­ва­нию реак­ций лег­ких ядер для созда­ния взрыв­ного устрой­ства. Эта важ­ная дея­тель­ность тео­р­от­дела полу­чила пол­ную под­держку дирек­тора ИХФ Н.Н. Семе­нова.

Инсти­тут хими­че­ской физики АН СССР являлся глав­ным науч­ным руко­во­ди­те­лем по созда­нию Семи­па­ла­тин­ского поли­гона, пред­на­зна­чен­ного для испы­та­ния ядер­ного ору­жия, и изме­ри­тель­ных систем для кон­троля раз­но­об­раз­ных про­цес­сов при взрыве ядер­ных заря­дов, коор­ди­ни­руя дея­тель­ность мно­го­чис­лен­ных пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций. Вес­ной 1948 года в Инсти­туте хими­че­ской физики Ака­де­мии наук СССР нача­лась интен­сив­ная под­го­товка боль­шой группы офи­це­ров сек­тора физи­че­ских изме­ре­ний Опыт­ного поля поли­гона, перед кото­рыми ста­ви­лась задача овла­деть мето­дами и сред­ствами реги­стра­ции физи­че­ских явле­ний ядер­ного взрыва и опре­де­ле­ния пара­мет­ров его пора­жа­ю­щих фак­то­ров — удар­ной волны, про­ни­ка­ю­щих излу­че­ний и све­то­вого импульса. Они осва­и­вали методы и аппа­ра­туру реги­стра­ции про­ни­ка­ю­щих излу­че­ний. Основы ядер­ной физики им изла­гал сам дирек­тор инсти­тута ака­де­мик Нико­лай Нико­ла­е­вич Семе­нов,

Фак­ти­че­ски кол­лек­тив ИХФ и его дирек­тор Н.Н.Семе­нов участ­во­вали в гро­мад­ном физи­че­ском экс­пе­ри­менте с «лабо­ра­то­рией» в виде поли­гона, раз­мер основ­ной пло­щадки кото­рого имел радиус 10 км. Подоб­ного физи­че­ского экс­пе­ри­мента по своей важ­но­сти, слож­но­сти, мас­шта­бам и сто­и­мо­сти ранее в миро­вой исто­рии науки и тех­ники не име­лось. Согласно справке сек­ре­таря Спец­ко­ми­тета В.А. Мах­нева от 31.05.1947 г., ори­ен­ти­ро­воч­ная сто­и­мость поли­гона оце­ни­ва­лась вели­чи­ной 105 млн руб­лей, в том числе 35 млн руб­лей состав­ляла сто­и­мость 3326 при­бо­ров, запро­ек­ти­ро­ван­ных к уста­новке на пло­щадке. Их работа должна была быть син­хро­ни­зи­ро­вана с высо­кой сте­пе­нью точ­но­сти с нача­лом ядер­ного взрыва. Кроме того, пока­за­ния этих при­бо­ров должны быть пред­ста­ви­тель­ными, чтобы впо­след­ствии на основе ана­лиза полу­чен­ных дан­ных можно полу­чить досто­вер­ные резуль­таты. Несо­мненно, что это явля­лось исклю­чи­тель­ной слож­ной зада­чей, для чего уче­ным и инже­не­рам ИХФ, кроме спе­ци­аль­ных зна­ний, нужно было знать тон­ко­сти физи­че­ских про­цес­сов при ядер­ном взрыве. Кол­лек­тив ИХФ под руко­вод­ством опыт­ного дири­жера, каким был в этой ситу­а­ции дирек­тор ИХФ Н.Н. Семе­нов, явился неза­ме­ни­мым зве­ном в общей команде экс­пе­ри­мен­та­то­ров, под­го­то­вив­шей и осу­ще­ствив­ший гигант­ский физи­че­ский экс­пе­ри­мент, каких ранее в исто­рии физики и тех­ники не было.

За вклад в работы по созда­нию РДС-1 (уча­стие в раз­ра­ботке новей­ших при­бо­ров и мето­дик изме­ре­ния атом­ного взрыва) в 1949 году он награж­ден орде­ном Ленина и ему при­суж­дена Ста­лин­ская пре­мия II сте­пени.

В апреле 1946 года в ПГУ был создан объ­еди­нен­ный НТС, в состав кото­рого Н.Н. Семе­нов был вклю­чен в каче­стве пол­но­прав­ного члена. В НТС он рабо­тал до 1 декабря 1949 года. Н.Н. Семе­нов активно вза­и­мо­дей­ство­вал с НТС ПГУ, высту­пая на засе­да­ниях с докла­дами, отче­тами о про­де­лан­ной работе и пред­ло­же­ни­ями к годо­вым пла­нам, сооб­ще­ни­ями по выпол­не­нию отдель­ных пору­че­ний Совета.

С 1949 года Н.Н. Семе­нов — заме­сти­тель Пред­се­да­теля Совета при Пре­зи­денте АН СССР по коор­ди­на­ции работ ака­де­ми­че­ских и отрасле­вых инсти­ту­тов по атом­ной про­блеме. 26 марта 1949 года было при­нято реше­ние СМ СССР о пер­со­наль­ной охране Семе­нова сотруд­ни­ками МГБ.

В 1950 году Н.Н. Семе­нов при­шел к идее исполь­зо­ва­ния уско­ри­теля про­то­нов для полу­че­ния новых веществ, в первую оче­редь, плу­то­ния, урана-233, три­тия и др. в период, когда уста­новка не исполь­зу­ется по пря­мому назна­че­нию. В этой связи он 4 июля 1950 года напра­вил в НТС ПГУ доклад­ную записку с обос­но­ва­нием своей идеи. В доклад­ной записке он рас­смот­рел воз­мож­ность полу­че­ния плу­то­ния из отваль­ного урана и оце­нил при­мер­ное удо­ро­жа­ние плу­то­ния за счет сто­и­мо­сти элек­тро­снаб­же­ния уско­ри­теля. По его оценке оно соста­вит 1400 руб­лей на один грамм плу­то­ния из рас­чета 5 копеек за кило­ватт час затра­чен­ной энер­гии для пита­ния уско­ри­теля. Семе­нов также ука­зал, по край­ней мере, на два важ­ных свой­ства исполь­зо­ва­ния уско­ри­те­лей для полу­че­ния плу­то­ния: исполь­зо­ва­ние отва­лов урана, что поз­во­ляет уве­ли­чить его энер­ге­ти­че­скую эффек­тив­ность; сни­же­ние тре­бо­ва­ний к чистоте исход­ных мате­ри­а­лов, теп­ло­но­си­теля и т.д. Тем самым Н.Н. Семе­нов сфор­му­ли­ро­вал и обос­но­вал фун­да­мен­таль­ные пред­ло­же­ния по исполь­зо­ва­нию уско­ри­те­лей про­то­нов для реше­ния прак­ти­че­ских задач совре­мен­ной науки и тех­ники, кото­рые имеют зна­че­ние и в насто­я­щее время.

Н.Н. Семе­нов про­дол­жал зани­маться и «мир­ной» науч­ной тема­ти­кой. Так, в после­во­ен­ные годы в ИХФ и во мно­гих лабо­ра­то­риях мира было пока­зано, что по цеп­ному меха­низму осу­ществ­ля­ются про­цессы кре­кинга, поли­ме­ри­за­ции, гало­и­ди­ро­ва­ния, окис­ле­ния. Н.Н. Семё­нов все­гда стре­мился увя­зать науч­ные иссле­до­ва­ния с запро­сами прак­тики. Он и его уче­ники вло­жили много сил и энер­гии в изу­че­ние про­цес­сов окис­ле­ния при­род­ного газа, полу­че­ние цен­ных кис­ло­род­со­дер­жа­щих соеди­не­ний при окис­ле­нии инди­ви­ду­аль­ных угле­во­до­ро­дов и их сме­сей.

Идеи Н.Н. Семё­нова о зна­че­нии хими­че­ской кине­тики для уста­нов­ле­ния коли­че­ствен­ной связи между стро­е­нием реа­ги­ру­ю­щих веществ и их реак­ци­он­ной спо­соб­но­стью нашли яркое вопло­ще­ние в моно­гра­фии «О неко­то­рых про­бле­мах хими­че­ской кине­тики и реак­ци­он­ной спо­соб­но­сти». Ее пер­вое изда­ние вышло в 1954 году, вто­рое — в 1958 году, она была пере­ве­дена на несколько ино­стран­ных язы­ков. В моно­гра­фии Н.Н. Семё­нов обоб­щил боль­шой мате­риал по реак­ци­он­ной спо­соб­но­сти ради­ка­лов, уде­лив спе­ци­аль­ное вни­ма­ние кон­ку­рен­ции между цеп­ными, моле­ку­ляр­ными и ион­ными реак­ци­ями.

Сере­дина 50-х гг. — важ­ный период в жизни и твор­че­ской дея­тель­но­сти Н.Н. Семё­нова. В 1956 году ему сов­местно с С. Хин­шель­ву­дом при­суж­дена Нобелев­ская пре­мия за работы по меха­низму хими­че­ских реак­ций. Н.Н. Семё­нов также автор науч­ного откры­тия «Явле­ние энер­ге­ти­че­ского раз­ветв­ле­ния цепей в хими­че­ских реак­циях», кото­рое зане­сено в Государ­ствен­ный реестр откры­тий СССР под № 172 с при­о­ри­те­том от 1962 года.

В конце 50-х-начале 60~х гг. Н.Н. Семе­нов со свой­ствен­ными ему энер­гией и энту­зи­аз­мом ини­ци­и­рует и под­дер­жи­вает раз­ви­тие ряда новых науч­ных направ­ле­ний в физике, химии и био­ло­гии. Н.Н. Семе­нов и его школа внесли суще­ствен­ный вклад в кине­тику био­ло­ги­че­ских про­цес­сов и про­блемы онко­ло­гии; кине­тику поли­ме­ри­за­ци­он­ных про­цес­сов и созда­ние новых мате­ри­а­лов; химию высо­ких энер­гий, химию низ­ких тем­пе­ра­тур и полу­че­ние энер­го­ем­ких веществ; ядер­ную химию и раз­ви­тие новых физи­че­ских мето­дов изу­че­ния стро­е­ния веще­ства; метал­ло­ком­плекс­ный и фер­мен­та­тив­ный ката­лиз.

Одновре­менно Н.Н. Семё­нов и его уче­ники уде­ляют много вни­ма­ния и раз­ви­тию цеп­ных реак­ций. Пря­мое опре­де­ле­ние в сере­дине 60-х годов мето­дом элек­трон­ного пара­маг­нит­ного резо­нанса кон­цен­тра­ций ато­мов и ради­ка­лов в реак­ции горе­ния водо­рода яви­лось под­твер­жде­нием пред­ска­за­ний тео­рии, сде­лан­ных им еще в 1934 году. На 60-е гг. при­хо­дится откры­тие Семё­но­вым с его уче­ни­ками в реак­циях фто­ри­ро­ва­ния энер­ге­ти­че­ских раз­ветв­ле­ний цепей, также под­твер­див­шее ран­нее пред­ви­де­ние Нико­лая Нико­ла­е­вича Семё­нова о воз­мож­ном уча­стии в про­цессе раз­ветв­ле­ния воз­буж­ден­ных моле­кул.

В 1972 году в ИХФ Нико­лай Нико­ла­е­вич Семё­нов воз­ро­дил лабо­ра­то­рию цеп­ных про­цес­сов и сам ее воз­гла­вил. В период 1972—1982 г.г. им и его сотруд­ни­ками обна­ру­жены и изу­чены осо­бен­но­сти цеп­ных раз­ветв­лен­ных реак­ций, свя­зан­ные с уча­стием адсор­би­ро­ван­ных носи­те­лей цепей. Дета­ли­зи­ро­ваны реак­ции вза­и­мо­дей­ствия цепей, связь между цеп­ным и теп­ло­вым вос­пла­ме­не­нием.

Мно­го­лет­няя жизнь Н.Н. Семё­нова в науке нераз­рывно свя­зана с его педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью, с его ролью как учи­теля и главы круп­ней­шей оте­че­ствен­ной науч­ной школы. В 1944 году он орга­ни­зо­вал на хими­че­ском факуль­тете Мос­ков­ского уни­вер­си­тета кафедру хими­че­ской кине­тики, кото­рой заве­до­вал более 40 лет. Под руко­вод­ством Н.Н. Семё­нова кафедра внесла огром­ный вклад в под­го­товку высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов по хими­че­ской кине­тике и хими­че­ской физике. Среди выпуск­ни­ков кафедры несколько ака­де­ми­ков и чле­нов-кор­ре­спон­ден­тов АН СССР, много про­фес­со­ров и док­то­ров наук.

Н.Н. Семё­нов вме­сте с П.Л. Капи­цей являлся также одним из осно­ва­те­лей Мос­ков­ского физико-тех­ни­че­ского и Мос­ков­ского инже­нерно-физи­че­ского инсти­ту­тов. Н.Н. Семе­нов любил рабо­тать с моло­де­жью и при­да­вал этой работе огром­ное зна­че­ние. Он создал заме­ча­тель­ную «семе­нов­скую школу», кото­рая при­об­рела миро­вую славу и доби­лась выда­ю­щихся дости­же­ний. Своим учи­те­лем Н.Н. Семе­нова счи­тали не только те, кто рабо­тал с ним рядом, но и очень мно­гие уче­ные Рос­сии и дру­гих стран, знав­шие его труды и слу­шав­шие его выступ­ле­ния, в том числе даже и неко­то­рые Нобелев­ские лау­ре­аты. Нако­нец, он был инте­рес­ней­шей лич­но­стью, глу­боко чув­ство­вал искус­ство и худо­же­ствен­ную лите­ра­туру, инте­ре­со­вался фило­со­фией. Он любил слу­шать людей и сам увле­ченно рас­ска­зы­вал о собы­тиях своей жизни, науч­ных откры­тиях, исто­ри­че­ских лич­но­стях.

Необ­хо­димо отме­тить и огром­ную научно-орга­ни­за­ци­он­ную и обще­ствен­ную дея­тель­ность Нико­лая Нико­ла­е­вича Семё­нова. Он воз­глав­лял Отде­ле­ние хими­че­ских наук АН СССР (1957—1963 гг.), был вице-пре­зи­ден­том Ака­де­мии наук СССР (1963—1971 гг.), а с 1971 года и до конца жизни — чле­ном Пре­зи­ди­ума АН СССР. Н.Н. Семё­нов был пред­се­да­те­лем Прав­ле­ния Все­со­юз­ного обще­ства «Зна­ние», пред­се­да­те­лем обще­ства «СССР — Шве­ция», при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в Пау­гош­ском дви­же­нии. Н.Н. Семё­нов неод­но­кратно изби­рался депу­та­том Вер­хов­ного Совета СССР.

Работы Н.Н. Семё­нова, его педа­го­ги­че­ская и обще­ствен­ная дея­тель­ность полу­чили при­зна­ние оте­че­ствен­ной и миро­вой обще­ствен­но­сти. Н.Н. Семё­нову два­жды было при­сво­ено зва­ние Герой Соци­а­ли­сти­че­ского труда (1966 г., 1976 г.), он лау­реат Ленин­ской (1976 г.) и двух Ста­лин­ских пре­мий (1941 г., 1949 г.), награж­ден девя­тью орде­нами Ленина, дру­гими орде­нами и меда­лями, удо­стоен выс­шей награды Ака­де­мии наук — золо­той медали им. М.В. Ломо­но­сова.

Н.Н. Семё­нов был избран в состав 14 ино­стран­ных ака­де­мий наук, ему при­суж­дена почет­ная сте­пень Nonoriscausa восьми извест­ных уни­вер­си­те­тов мира.

Н.Н. Семё­нов скон­чался 25 сен­тября 1986 года. Похо­ро­нен в Москве на Ново­де­ви­чьем клад­бище.

Жизнь, науч­ные идеи и твор­че­ство Семё­нова Нико­лая Нико­ла­е­вича ока­зали огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие химии и всего есте­ство­зна­ния в XX веке. В 1990 году ИХФ РАН полу­чил имя Н.Н. Семё­нова. Его име­нем названы улицы в Москве и Сара­тове.