Серебров Александр Александрович

headphones_png7626ПРОСЛУШАЙТЕ ИСТОРИЮ

 

Космонавт из МФТИ
Александр Александрович Серебров (15 февраля 1944— 12 ноября 2013)

Александр Серебров, выпускник ФАКИ или аэромеха 1967 года, летал в космос четыре раза. Налетал суммарно без двух часов 373 суток. Десять раз выходил в открытый космос – об этом даже есть соответствующая запись в Книге рекордов Гиннесса. Александр Александрович имеет огромное количество наград – отечественных и зарубежных. Он – и Герой Советского Союза, и кавалер ордена Ленина, и обладатель медали «Золотая звезда». Награждался Серебров и орденом Дружбы народов, и орденом Октябрьской Революции. В СССР все эти награды считались самыми почётными и престижными. Кроме перечисленных, Александр Александрович был обладателем множества других наград и званий.

А родился будущий герой Физтеха и покоритель космоса 15 февраля 1944 года в Москве. Детство будущего космонавта прошло в Подмосковье, в посёлке Солнечный, где располагался санаторий, в котором работала врачом мама Саши Сереброва, Мария Владиславовна. Скоро настала пора пойти в школу, а до ближайшей – идти 6 с половиной километров по лесу. На выручку пришла тётя, муж которой работал на Кировском шинном заводе. Она пригласила племянника к себе, чтобы он мог учиться в школе, пока мать не переберётся куда-нибудь поближе к городу.
Спустя 2 года Мария Владиславовна Сереброва получила жильё в Москве, но Саша переезжать пока отказался и доучился в Кирове до 7 класса.В ноябре 1957 года, возвращаясь с тренировки по фигурному катанию, 13-летний Саша Серебров по подсказке тренера заметил яркую, быстро перемещающуюся по небу звезду. Это был первый искусственный спутник Земли. Конечно, он и раньше видел звёзд¬ное небо, но чтобы одна звезда двигалась относительно другой так долго, – впервые. Александр Александрович впоследствии рассказывал об этом событии, как об одном из судьбоносных: «Думаю, именно тогда во мне что-то изменилось…»

В 1958 году он окончил семь классов Кировской средней школы № 14. Естественно, пошёл учиться дальше и в 1961 году окончил среднюю школу № 36 города Москвы. По окончании 10-го класса Александр отправил в Киров телеграмму своей первой учительнице Марии Дмитриевне Свешниковой: «Окончил школу с серебряной медалью. Спасибо Вам, Мария Дмитриевна, за всё. Никогда не забуду Вас. Саша Серебров».

Почтовая марка. Серебров полет в космос
Когда пришло время выбирать вуз, у Саши не было сомнений – только Физтех! В витрине вы видите экзаменационный лист и зачётную книжку будущего космонавта. В 1970 году он закончил аспирантуру МФТИ по специальности «Физика жидкостей, газов и плазмы». Потом Александр Александрович работал в НПО «Энергия», а 1 декабря 1978 года его зачислили в отряд космонавтов. Началась подготовка, и 19 августа 1982 года Серебров отправился в свой первый полёт. В витрине вы видите почтовые марки, выпущенные в память об этом событии.

1 февраля 1990 г. Первое испытание СПК - средства перемещения космонавта. "За рулем" А. Серебров.
1 февраля 1990 г. Первое испытание СПК – средства перемещения космонавта. “За рулем” А. Серебров.

Взгляните на фотографию в витрине. Во время одного из полётов Александр Александрович испытывал космический мотоцикл, который стал прообразом специального рюкзака, используемого героями фильма «Гравитация». Конструкторы еще в прошлом веке придумали интересное устройство, которое называется «средство передвижения космонавта» (СПК). Внешне оно напоминает большой рюкзак и крепится сзади на скафандре «Орлан». В витрине представлена перчатка от скафандра «Орлан», принадлежавшего Александру Сереброву. Работал «мотоцикл» так. Он имел собственные двигатели, которые придавали космонавту ускорение и таким образом позволяли ему «лететь» в нужном направлении и развивать скорость до 32 метров в секунду. Можно было легко и быстро добраться до нужной части станции, облететь ее со всех сторон, удалиться от нее и вернуться. А если бы космонавт отцепился от корабля или улетел в открытый космос, благодаря «мотоциклу» он бы возвратился к станции.

У самого Сереброва была ситуация, в которой мотоцикл ему бы не помешал. Однажды, когда Серебров с напарником вышли в открытый космос, Александр Александрович увидел, что карабин, которым он, как положено, зацепился за поручень, свободно плавал рядом с тем, который он держал в руках. И Серебров понял, что отделился от станции и стал искусственным спутником Земли. Космонавт рассчитал, как дотянуться до поручня, крепление которого вылетело из-за вибрации и халатности сборщиков. Серебров вспоминал: «Я взял карабин кончиками пальцев в скафандровых перчатках, и его длины вместе с моей рукой едва-едва хватило, чтобы я вновь зацепился…»

Разработали СПК на предприятии «Звезда» в 1984 году. А 1 февраля 1990 года состоялись первые испытания «мотоцикла» в открытом космосе, которые провели Александр Серебров и Александр Викторенко. Первым испытал СПК Александр Серебров. Ему нужно было медленно отдалиться от станции, а потом вернуться к ней. Но так случилось, что космонавта сразу отнесло на 30 метров, так как в невесомости затормозить при помощи троса не получилось столь же быстро, как это делалось при тренировках на Земле. Серебров стал тормозить вручную. В итоге испытания прошли удачно, хотя не совсем гладко.
Вот как вспоминал Александра Александровича летчик-космонавт России, Герой России, генерал-лейтенант авиации Василий Циблиев: «Я у Сереброва был четвертым командиром. Он, уже опытный космонавт, многому меня научил. Я бы его назвал космическим Кулибиным. В полете он — ураган. Он жил космосом и станцией. Он буквально чувствовал ее. Услышит какой-то щелчок и говорит: «Через два дня придется заменять блок». И точно. Фактически он прогнозировал отказы техники. А как он проводил уроки из космоса! Даже я слушал, раскрыв рот, когда он ребятам рассказывал и показывал физические опыты. И я сам чувствовал себя студентом».

Серебров был настоящим космонавтом, а значит – настоящим героем. К сожалению, Александр Серебров скоропостижно скончался, не дожив до 70 лет… Это случилось 12 ноября 2013 года. Как говорил сам космонавт – космические полёты здоровья не добавляют.

Вот что Александр Александрович Серебров рассказал обозревателю Новой газеты Юрию Батурину.
(№ 22 от 3 марта 2010 г )
 «Космические приключения бортинженера милостью Божией, рассказанные нашему обозревателю Юрию Батурину»
«…И много у тебя космических болячек?
Полет Сероброва Александра в космос— Хватает. Четвертый полет. Летаем с начала июля. В октябре-ноябре стала вонять вода. Мы хотели поменять блок колонок очистки. Спросили «Землю». Нам не разрешили. Потом стала выть сирена: «Отказ НОК» (НОК — насос откачки конденсата). Фильтры забились пластмассовой крошкой. Я отвинтил выход из бортового кондиционера к магистрали НОК. Это такая гнутая трубка диаметром 10 миллиметров и длиной метра полтора. Такого «червяка» оттуда вытащил! Желтого, с черными пятнами. Потом оказалось, дрожжевая бактерия. Просто на борт поставили БКВ с выставки и даже не промыли. Я провел новую магистраль из оказавшейся под рукой пластмассовой трубки. Кончилось бы все же тем, что мы должны были перейти на потребление воды из запасов, а это — досрочный спуск! Но перед тем как «байпас» (англ. — «обходная магистраль») сделать, я предложил Василию: «Давай продуем магистраль. Только маску надень».
Качать было нечем, пришлось мне поработать своими легкими. Я как дунул! С другого конца такая «сопля» вылетела, будто слон высморкался. Накрыли ее полотенцем, еле собрали. А мне эта бактерия через рот в легкие и кишки попала. Уж какие только врачи меня потом не смотрели… Говорят: «Лечить нечем. Аналогов на Земле нет. А у тебя внутри — мутант».
— Так что — на «Мире» появлялись микроорганизмы космического происхождения?
— А как же! Однажды мы реанимировали СРВУ (система регенерации воды из урины, то есть из мочи). Открыли панели, а там все емкости в колышущихся «водорослях». Благо в наследство от французского космонавта Ж.-П. Эньере остались резиновые молоточки, принадлежность для эксперимента «Резонанас». И мы ими обстукивали систему, освобождались от «водорослей». Реанимировали СРВУ. Потом эта система сделала около 10 фильтраций автоматически, чего не было даже с самой новой, которую Александр Викторенко и я в моем третьем полете учили (и учились сами). Тогда почти каждую ночь нас будила сирена с сигналом «Отказ НОК»…

А станцию МИР в 2001 году сбросили в Тихий океан. Представители ЦУП заявили, что угрозы для нашей планеты она не представляет, так как прошла термическую своеобразную обработку при проходе через земную атмосферу.