Витрина “Л.Д. Ландау”

1. Л. Д. Ландау и его ученик – Е.Лившиц, середина 1950- х г.

Аудиоплеер

На фотографии вы видите Льва Давидовича Ландау и его ученика – Евгения Лившица. С работой этого научного дуэта знаком каждый физтех. Мало чью книжную полку не украшает знаменитый «Ландавшиц».

 

2. Нильс Бор и его ученик Лев Ландау, 1961 г.

Аудиоплеер

В 1929 Наркомпрос  (Народный комитет просвещения)  отправил Ландау в командировку в Европу. В Копенгагене Лев Давидович познакомился с Нильсом Бором. Именно его он назвал потом своим единственным учителем.

Цитата из книги Майи Бессараб (племянницы Льва Давидовича) «Так говорил Ландау»: «Лев Ландау был любимым учеником Нильса Бора, это знали многие, но только во время своего последнего визита в Россию патриарх современной физики говорил об этом без обиняков. А у жены Бора, фру Маргарет, вырвалась фраза:

– Нильс полюбил его с первого дня знакомства. Вы знаете, он бывал несносен, перебивал Нильса, высмеивал старших, походил на взлохмаченного мальчишку. Но как он был талантлив и как правдив!»

3. Фотография Л. Ландау, сделанная в тюрьме. Москва, 1938 г.

Аудиоплеер

В 1937 году, по приглашению самого Петра Капицы, Ландау возглавил отдел теорфизики в Институте физических проблем в Москве. Но не прошло и года, как Льву Давидовичу было предъявлено заведомо ложное обвинение в шпионаже. Ландау арестовали. Обычное дело для тех лет! Естественно, что и из списка сотрудников ИФП Ландау был исключен.

В тюрьме Лев Давидович провёл год, но был выпущен благодаря тому, что его учитель Нильс Бор написал Сталину письмо в защиту любимого ученика, и вмешательству Петра Капицы, который 26 апреля 1939 года  писал Лаврентию Берии: «Прошу освободить из-под стражи арестованного профессора физики Льва Давидовича Ландау под мое личное поручительство. Ручаюсь перед НКВД в том, что Ландау не будет вести какой-либо контрреволюционной деятельности в моем институте, и я приму все зависящие от меня меры к тому, чтобы он и вне института никакой контрреволюционной работы не вёл. В случае, если я замечу со стороны Ландау какие-либо высказывания, направленные во вред Советской власти, то немедленно сообщу об этом органам НКВД». Два дня спустя, 28 апреля 1939 года было подписано Постановление НКВД СССР о прекращении дела в отношении Ландау с передачей его на поруки. Ландау был восстановлен в списке сотрудников ИФП. Вот что писал сам Лев Давидович: «Год я провел в тюрьме, и было ясно, что даже еще на полгода меня не хватит: я просто умирал». Профессор Китайгородский, который встречал Ландау в день освобождения, вспоминал: «Дау не мог передвигаться самостоятельно, цвет лица был иссиня-бледный. Но Дау улыбнулся, поздоровался и сразу похвалился: «А я научился в уме считать тензоры».

 
4. Книга племянницы Л. Ландау – Майи Бессараб

Аудиоплеер

Вы видите книгу о жизни и работе знаменитого физика Льва Ландау, написанную его племянницей – Майей Бессараб.

5. Стенограмма лекций, которые Лев Давидович читал второму курсу на ФТФ МГУ в 1947-48 учебном году

Аудиоплеер

Перед вами стенограмма лекций, которые Лев Давидович читал второкурсникам на ФТФ МГУ в 1947-48 учебном году. Как раз в это время, так называемые «традиционалисты», крайне негативно относились к созданию нового факультета и всячески старались очернить систему преподавания на ФТФ. Основная претензия звучала примерно так: «Чем это они там занимаются на своём секретном физтехе? Чему учат молодёжь? Люди все ненадёжные, запятнавшие репутацию советского человека! Не иначе и студентов они обучают подрывать советскую власть». Несмотря на очевидную нелепость, подобные слухи всё же достигли нужной цели. И за многими учёными была установлена настоящая слежка. В частности, и к Ландау на занятия являлись соглядатаи, которые тщательно записывали его слова. Но, как говорится, нет худа без добра. Благодаря такой политике, в нашем музее и сохранились стенограммы лекций великого Ландау.