Владимир Васильевич Сычев, член-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой. Основное место работы – ЦАГИ, советник директора института.
Научная деятельность началась в 1948 году в ЦАГИ после окончания МАИ, которую можно разделить на два больших периода. Первый, молодой период связан с исследованиями гиперзвуковых течений идеального газа, второй, зрелый период – с исследованиями в области динамики вязкой жидкости. В первых его работах были исследованы аэродинамические характеристики плоских крыльев в сверхзвуковом потоке на основе линейной теории, разработана теория сверхзвуковых течений газа, близкая к канонической, и предложен приближенный метод расчета распределения давления по телам вращения, обтекаемых сверхзвуковым потоком под углом атаки. За эти исследования ему была присуждена премия Н.Е. Жуковского II степени (1953 г.)
В последующие годы им была развита теория обтекания плоских и осесимметричных тонких тел, пригодное в диапазоне, и установлен обобщенный закон подобия. В конце 50-х годов на основе теории малых возмущений была установлена аналогия гиперзвукового обтекания цилиндрических и осесимметрических тел при нулевом угле атаки нестационарным одномерным течением (поршень, взрыв). Однако предположение о малости возмущений несправедливо у вершины головной ударной волны и во всей высоко энтропийной области течения, примыкающей к основой поверхности тела. В.В. Сычевым была решена во втором приближении задача для ударных волн степенной формы и тонких затупленных тел и предложен метод внесения соответствующих поправок на истинную толщину энтропийного слоя. Аналогия нестационарному течению была использована им для исследования пространных гиперзвуковых течений около тонких тел при больших углах атаки, влияние формы поперечного сечения не зависит от продольного изменения его площади. Эти работы в 1961 г. были отмечены премией Н.Е. Жуковского I степени.
Второй период научной деятельности связан с разработкой нового направления современной аэрогидродинамики – применением асимптотических методов для анализа уравнений динамики вязкой жидкости. Совместно с В.Я. Нейландом им был предложен общий подход к асимптотическому решению уравнений Навье-Стокса при наличии областей больших и малых возмущений (слои с величинами производных различного порядка, асимптотические разложения и их сращивание) и в качестве примера рассмотрено сверхзвуковое обтекание стенки с большой локальной привязкой (1966 г.)
Асимптотическими методами было исследовано ряд задач по сильному взаимодействию при гиперзвуковых скоростях. В частности, совместно с Н.С. Матвеевой (1965 г.) было решено во втором приближении задача о сильном взаимодействии для полубесконечной пластины со степенным скачком уплотнения и показано, что в этом приближении также справедлива двухслойная модель течения. Особый тип “продольно-поперечного взаимодействия” при обтекании треугольных крыльев малого удлинения был установлен совместно с А.Н. Рубаном (1973 г.) и заключается в распространении возмущений по пограничному слою от плоскости симметрии до передних кромок.
Большинство последующих работ посвящено исследованию отрывных течений жидкостей. С использованием асимптотических методов был решен ряд принципиальных задач по отрывным ламинарным и турбулентным течениям: отрыв от гладкой поверхности, отрыв от угловых точек, течение около выпуклых и вогнутых углов, течения в окрестности передней и задней кромок профиля и др. Результаты этих исследований обобщены в уникальной монографии “Асимптотическая теория отрывных течений” (1987 г.), которая хорошо известна в нашей стране и за рубежом. Авторитетный коллектив авторов был удостоен премии Н.Е. Жуковскогро I степени (1991 г.)
Весьма интересно применение им асимптотических методов к анализу задачи о вихре над твердой поверхностью (1989 г.), моделирующей такое грозное явление природы как торнадо.
Ниже приводится краткое интервью в В.В. Сычевым о кафедре, о себе, о науке и другом (2000 год).
- Расскажите о себе.
Мне 76 лет, 52 года я работаю в ЦАГИ, 45 лет на ФизТехе, приходилось заниматься не только наукой, но и административной деятельностью, 27 лет был заместителем директора ЦАГИ, причем эта работа занимала львиную часть моего времени. В течении своего творческого пути я работал со всеми знаменитыми конструкторами, с Королевым, Антоновым, Сухим и др. Являюсь учеником академика Дородницина. За все это время ЦАГИ превратился в мощный научный центр с прекрасной экспериментальной и вычислительной базой, но к сожалению, перестает быть мозговым центром, которым являлся после войны, т.к. многие крупные ученые ушли из ЦАГИ, а в последние годы к нам больше не идет молодежь. Ведь раньше происходило постоянное обновление состава, начальникам отделений ЦАГИ было порядка 30-40 лет. Сейчас это уже не так. В среднем институт постарел где-то вдвое.
- В чем состоят задачи, стоящие перед кафедрой?
В первую очередь, как кафедра, которая готовит специалистов для фундаментальных исследований в области механики жидкости и газа, и, поэтому, все программы учебного плана подчинены этой задаче. Студент на нашей кафедре получает максимально полные и современные знания о настоящем состоянии аэрогидродинамики. Это отличает нашу кафедру от других, например, АЛА, где преподаются более прикладные направления, непосредственно связанные с аэродинамикой ЛА, но, с другой стороны, развитие науки и техники требует создания новых теоретически обоснованных методов для создания новых ЛА, которые могут не описываться традиционными методами аэрогидромеханики. Именно поэтому кафедра традиционно дает высокий уровень теоретических знаний, дав дорогу в жизнь большому количеству прекрасных ученых, многие из которых, к сожалению, уехало из России.
- Чем вы непосредственно занимаетесь, какие вопросы Вы можете предложить студенту, который будет у Вас проводить НИР?
У меня сейчас нет отдельной группы студентов, и поэтому я занимаюсь с ними индивидуально. Я начал преподавать в 1953 году, а когда был создан ФАЛТ, был профессором, впоследствии была создана кафедра “Аэрогидромеханики”, которую я возглавил. Вообще, я занимаюсь вопросами, связанными с теорией трехмерных течений вязкой жидкости при больших числах Re, включая отрывные течения. Также меня волнуют проблемы вращающихся течений, например, торнадо. Эта сложная задача, если отбросить проблемы генезиса, описывает гидродинамическое явление, хоть в нем и присутствуют фазовые переходы, стратификация среды и т.д. В последнее время мне нравится заниматься естественными явлениями природы, несколько отходя от непосредственно авиации, для которой я многое сделал. Вообще, при исследованиях новых классов течений, появляются новые фундаментальные результаты, которые находят применения в широком поле приложений.
- Какие требования Вы предъявляете студенту, идущему на данную кафедру?
Прежде всего, это интерес к проблемам аэрогидродинамики, как части науки. Это главное. Также хорошее знание математики и вычислительных методов математики, ведь большая часть работ осуществляется на ЭВМ, поэтому, умение работать с машиной, программировать не маловажно. Что касается физики, то часть вопросов, которые освещаются в общем курсе физики, на первый взгляд не имеет прямого отношения к нашей специальность, в частности такие курсы как квантовая физика или физика твердого тела, но изучение и понимание таких разделов физики безусловно расширят и обогащает кругозор специалиста. Но следует помнить, что ФизТех дает лишь основу знаний, но не претендует на полный охват физики. В то же время, студентам МФТИ читается очень много. Если сравнивать с элитными физическими учебными заведения США, то, очевидно, что уровень магистерской подготовки в США ниже бакалаврской подготовки в России. С другой стороны, у них гораздо сильнее уровень аспирантуры. Очевидно, что бакалаврская подготовка очень насыщена.
- Какие перспективы существуют у выпускника кафедры, как в научном, так и финансовом плане?
Что касается научных перспектив, то это целиком зависит от самого человека, т.к. одни более способны, другие менее, одни более трудолюбивы, другие менее. Насчет материальных – на те деньги, которые платят молодому специалисту, жить очень трудно, особенно если у него есть семья. По этой причине люди уходят из науки, уезжают за границу.
- Как Вы относитесь к людям, которые уезжают работать за границу?
Вопрос непростой, есть люди, которым здесь трудно прожить вследствие нищенской зарплаты. Перед ними возникает проблема выбора: уходить из науки или уезжать за границу. Искренне жаль такого человека. Я не отношусь к тем, кто безапелляционно осуждает таких людей. Но все эти вопросы из области психологии людей. Например, я вряд ли уехал бы за границу. Пусть я живу гораздо хуже, чем мои коллеги в США, но просто мне чужд тамошний мир. Психология людей моего возраста и студентов – это совершенно разные вещи. Поэтому, когда я сейчас говорю, что не уехал бы, что это не значит, что я сказал бы то же самое 50 лет назад.
Источник: https://mipt.ru/dafe/base_chairs/tpa/preps/sychev.php