ДЕТСТВО
Николай Карлов родился 15 октября в Ленинграде, в 1929 году. Его родители занимали довольно ответственные должности. Так, отец Николая работал авиаконструктором в знаменитом КБ Поликарпова, а мама была инженером-строителем. Вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву. Вот как вспоминает Николай Васильевич о своём детстве: «В детский сад Союза художников на Верхней Масловке я ходил с 1933 по 1936 год. Я был, говоря мягко, ребёнком весьма непоседливым. Воспитателям со мной приходилось трудно, и они постоянно жаловались моей маме».
В 1937 году Николай поступил в первый класс. «Это была школа №210, расположенная на 5-й улице Ямского поля между Цирковым училищем и новым жилым домом работников газеты и издательства «Правда».
В школе Николай учился прекрасно, все ему давалось легко, а любимым занятием мальчика было чтение. Успевал Коля и поиграть со сверстниками в лапту, «двенадцать палочек», казаки-разбойники и прятки. Хотелось бы сказать, что у Николая было обычное безоблачное детство московского мальчишки. Но вскоре всё резко изменилось. Цитируем книгу Н.В. Карлова «Дерзаю знать»: «Отрочество моё началось с войной… Весь 1942 год, на мой взгляд, самый тяжёлый год Отечественной войны, мы прожили в Новосибирске. Отец и мать работали, отец – на заводе, мать – в «Военпроекте» инженером-проектировщиком».
В 1943 году Николай с отцом возвратился в Москву. Самым сильным его впечатлением тех лет был едва выносимый голод. В тот же год в системе среднего образования страны произошли изменения – школы были разделены на женские и мужские. Старая школа Николая Карлова (№210 стала женской), а всех мальчишек перевели в школу №204 на Новослободской. В мае 1943 года Николай Карлов устроился на завод №115 наркомата авиационной промышленности в бригаду электриков сборочного цеха. Обучение Николая происходило поочередно в нескольких школах – в итоге аттестат о среднем образовании он получил в школе №150.
ЮНОСТЬ
30 июня 1947 года Николай Карлов принёс документы в приёмную комиссию ФТФ МГУ. При поступлении тогдашним абитуриентам приходилось проходить процедуру оформления допуска к секретности. Цитируем Николая Васильевича: «Экзамены на ФТФ проводились, в отличие от всех иных вузов, в июле и в два тура. Это было правильно, это было гуманно. Математик было две, письменная и устная, так же и физика была письменная и устная. Резко отделяла ФТФ от прочих факультетов и вузов необходимость медалистам сдать экзамены по математике и по физике. Это было «круто», говоря по-современному… Впереди было собеседование. На вопрос: «Зачем я иду на радиофизику» храбро ответил: «Хочу сомкнуть единым методом генерации электромагнитных волн радиодиапазон и оптику» Учёный слегка оторопел и спросил, где я всего этого начитался». Самое интересное, что гораздо позже (в 1977 году) Николай Васильевич с соавторами именно за разработку одного из применений того метода усиления и генерации электромагнитных колебаний, которые реально смыкают воедино оптику и радио, получил Государственную премию СССР.
Из книги «Дерзаю знать»: «1 сентября 1947 года в единственном существовавшем тогда учебном корпусе физтеха (сейчас это – так называемый Лабораторный корпус) начались первые занятия первого курса первого набора ФТФ. В сентябре, однако, и учебный корпус, и общежитие (ныне – аудиторный корпус) в полной мере к занятиям готовы не были. Из общежития ещё не выселили студентов МАТИ, так называемых «матят», и внутренние отделочные работы в учебном корпусе были далеки от завершения. Эти работы вели пленные немцы, обнесённый колючей проволокой лагерь для содержания которых находился на территории факультета, на пустыре между нашим зданием и корпусом ЦАО».
Студенты ФТФ МГУ получали относительно большую стипендию. По воспоминаниям Николая Васильевича, она составляла 400-500 рублей.
ФТФ был открыт в 1946 году. А в 1951 студентов группы Николая Васильевича перевели на физфак МГУ. Сделано это было в связи с закрытием факультета и репрессиями, которым подверглись его отцы-основатели – Пётр Капица, Лев Ландау и многие другие выдающиеся учёные. Их освободили от занимаемых должностей и педагогической нагрузки. В своих воспоминаниях Николай Васильевич пишет, что перевод на физфак для студентов ФТФ был глубоко оскорбителен. «Презирали физфак того времени как нечто окостеневшее и бесконечно отставшее от требований времени».
В 1952 году Николай Карлов получил диплом с присвоением квалификации научного работника в области физики, преподавателя вуза и звания учителя средней школы.
НАЧАЛО ПУТИ
Вскоре Николай поступил в аспирантуру Физического института имени П.Н. Лебедева. В 1956 году в ФИАНе он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 – докторскую. С 1956 года Николай Васильевич преподавал на кафедре общей физики МФТИ. В 1971 году он стал профессором.
Николай Васильевич работал с такими знаменитыми учёными, как М.А. Леонтович, С.М. Рытов, А.М. Прохоров. «Он принимал активное участие в становлении научной школы квантовой электроники. Провел исследования по поиску наиболее эффективных материалов (парамагнитных кристаллов) для квантовых усилителей СВЧ, развил теорию чувствительности радиоприемных систем и определил оптимальные условия приема регулярных и шумовых сигналов, за что получил государственную премию. В середине 1960-х годов занялся лазерной физикой. Его работы этого периода посвящены построению СО2-лазеров. В 1970-х работал над проблемой лазерного разделения изотопов. Наиболее значимые результаты получены при исследовании многофотонной диссоциации молекул. В Томске в Институте сильноточной электроники изготовлен первый в мире мощный СО2-лазер высокого давления с плавно перестраиваемой частотой».
О преподавании на Физтехе Карлов вспоминал: «Первое время моя нагрузка составляла 10 часов в неделю, что удавалось уложить в один рабочий день. Надо сказать, это было довольно тяжело: восемь часов лабораторий и два часа семинаров в день – нелёгкая ноша. Но оно того стоило».
РАБОТА РЕКТОРА МФТИ
В конце 80-х годов прошлого столетия Николай Васильевич Карлов имел серьёзный разговор с ректором МФТИ О.М. Белоцерковским. В своей книге «Дерзаю знать» Николай Васильевич свёл речь Белоцерковского к десяти пунктам:
«Первое. Вот уже почти 25 лет он служит ректором Физтеха и очень устал.
Второе. Он создал империю Физтеха (что, замечу в скобках, абсолютно верно).
Третье. Особый статус Физтеха – бельмо на глазу чиновников Минобра РСФСР.
Четвёртое. Независимость Физтеха не даёт покоя райкому и Московскому обкому КПСС.
Пятое. Внутри института сложилась мощная группировка реакционных сил.
Шестое. Это группа с помощью партийных и министерских чинов задумала и успешно провела против него грязную интригу.
Седьмое. Он понял, что для спасения Физтеха ему надо уйти.
Восьмое. Он несколько месяцев искал, кому отдать штурвал управления.
Девятое. Узнав о моих трудностях, и понимая их характер, он навёл обо мне дополнительные справки. Он-то сам знал меня вот уже 40 лет. Ничего плохого припомнить не смог, но ему был важен вопрос о моих педагогических интересах.
Десятое. Обещая свою полную поддержку, он просил меня согласиться с выдвижением моей кандидатуры на выборах ректора МФТИ, имеющих произойти не позднее 30 июня сего, 1987 года».
И Николай Васильевич принял предложение вступить в борьбу за Физтех.
Заслуги ректора Н.В. Карлова перед родным Физтехом трудно переоценить. Борис Георгиевич Салтыков, президент Политехнического музея, министр науки и технической политики Российской Федерации (1993-1996 г.), выпускник МФТИ 1964 года так сказал о Николае Васильевиче:
«Николай Васильевич Карлов был первым избранным ректором и именно при нем в МФТИ появились гуманитарные науки и свобода слова. Он олицетворял новые надежды Физтеха уже в 90–е годы. Ему не достался период, когда можно было строить, он сохранил «жемчужину» российского технического образования – Физтех и его систему. МФТИ – это мощный ствол, а базовые институты – его ветви, когда ветви стали засыхать, он сумел сохранить ствол».
31 марта 1992 года в соответствии с распоряжением президента РФ, поддержавшего инициативу ректора МФТИ Николая Васильевича Карлова о гуманитарном преобразовании естественнонаучного образования (на основе опыта МФТИ) приказом комитета по высшей школе РФ №67 был создан Межвузовский центр гуманитарного образования МФТИ «Пётр Великий».
Николай Васильевич Карлов сумел добиться от В.С. Черномырдина (советника президента Российской Федерации) издания постановления Правительства о повышении стипендии для студентов МФТИ. Большое количество времени Николай Васильевич отдавал общественной и гуманитарно-просветительской деятельности. До последних дней своей жизни Николай Васильевич принимал активное участие в работе Координационного совета Физтеха. 14 января 2014 г. на 85 году Николай Карлов ушел из жизни, похоронен на Троекуровском кладбище.
Награды и почётные звания
Лауреат Государственной премии СССР (1976). Награждён орденом Дружбы народов (1994), медалью «За трудовое отличие» (1976). Почётный доктор Университета имени Я. Паннониуса (Венгрия, 1988). Член Американского физического общества (1984). Член-корреспондент Академии наук СССР по отделению общей физики и астрономии (1984)
У Н.В. Карлова имеется больше 300 публикаций, в том числе 11 монографий в области квантовой электроники и радиофизики.