Новосёлов Константин Сергеевич

Фото из журнала "За науку"

Выпускник ФФКЭ МФТИ 1997 года Константин Новоселов родился 23 августа 1974 года в городе Нижний Тагил. Отец мальчика являлся инженером, а мать работала учителем английского языка. Интерес к точным наукам возник у юноши еще в школе. Учась в шестом классе, занял первое место в областной олимпиаде по физике, а чуть позже вошел в десятку сильнейших на Всероссийской олимпиаде школьников. С 1988 по 1991 год параллельно с основной общеобразовательной школой обучался в заочной физико-технической школе. 

     В 1997 году с отличием окончил Московский Физико-Технический Институт, факультет физической и квантовой электроники по специализации «Наноэлектроника». Далее, в течении двух лет работал в Черноголовке в Институте проблем технологии микроэлектроники РАН. 

     Далее, в 1999 году Новоселов принял решение эмигрировать в Нидерланды, где вместе с другим ученым, Андреем Геймом, стал работать в Университете Неймегена. В 2001 году вместе с Геймом перешел на работу в Манчестерский университет. Через два года защитил докторскую диссертацию, получив ученую степень «доктор философии». 

     Основным научным достижением Новоселова является открытие графена в 2004 году: новой аллотропной модификации углерода. Это открытие Новоселов совершил также совместно с Андреем Геймом. В 2008 году данное открытие принесло им премию «Еврофизика», а в 2010 году Нобелевскую премию. На тот момент Константин Сергеевич являлся самым молодым Нобелевским лауреатом по физике за последние тридцать семь лет и единственным лауреатом во всех областях, родившимся позднее 1961 года. 

     В этот период ученому вручили ряд наград, в числе которых европейская премия Николаса Курти за работы в сфере исследования низких температур и магнитных полей. В 2010 году за выдающийся вклад в нидерландскую науку Новоселов произведен в командоры ордена Нидерландского льва. В том же году его избрали почетным членом Королевского химического общества, а в 2011 году почетным членом Института физики и членом Лондонского королевского общества. Указом королевы Елизаветы II 31 декабря 2011 Константину Новоселову за заслуги перед наукой присвоено звание рыцаря-бакалавра. 

     Ученый активно участвовал в дизайне и строительстве национального института графена в Манчестере, будучи ответственным за большинство оригинальных решений касающихся научных лабораторий, чистых зон и сервисных помещений. Фасад института облицован панелями, которые отображают формулы, взятые из ранних работ Новоселова и Гейма по графену. Также Константин Сергеевич подтверждает наличие скрытых шуток среди формул, но при этом их конкретное местонахождение не раскрывает. 

     Помимо физики Новоселов известен и своим увлечением современным искусством. Даже участвовал в нескольких проектах. Так, в феврале 2015 года ученый совместно с Корнелией Паркер создал представление для открытия Whitworth Art Gallery. Данная демонстрация представляла собой фейерверк, спроектированный Корнелией Паркер, которая добавила в него кусочки метеорита, что сделало его чем-то вроде метеоритного дождя. Вместе с тем Новоселов извлек микрочастицы графита из рисунка XVIII века Уильяма Блейка, и этот графит использован для датчика, который запускал фейерверк. 

     Также, нобелевский лауреат увлекается китайской каллиграфией и рисунками в китайском стиле. Новоселов обучался этим видам искусства у известного китайского художника Женга Шенглонга. Девять рисунков ученого представлены на выставке «Британия глазами китайского дипломата», проходившей в Университете Лидса. Один из рисунков находится в коллекции президента Китая Си Цзиньпина. В 2017 году Новоселов Участвовал в Vienna Contemporary Art Fair, где пять его работ представлены агентством RDI. Creative gallery. Темы работ варьировались от традиционной китайской каллиграфии до современного жанра. В некоторых работах использованы графеновые чернила. 

     В 2019 году избран членом Национальной Академии Наук США. В том же году Новоселов избран членом азиатско-тихоокеанской академии материалов. 

    Ученый выступает автором более 320 научных статей. Проживает в Манчестере, имеет двойное, российское и британское, гражданство и является профессором и членом Королевского научного общества Манчестерского университета, где занимается исследованиями в области мезоскопической физики и нанотехнологий. 

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/novosjolov-konstantin-sergeevich 

 

Материал опубликован в выпуске №2 журнала «За науку»‎ в 2017 году. 

 

Костя Новосёлов: «Физтех» для меня — как национальность 

Этим выпускником гордится не только Физтех, им гордится вся страна. Он — лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года, рыцарь-бакалавр, член Лондонского королевского общества, один из самых влиятельных ученых по версии  Thomson Reuters, профессор в Манчестерском университете. Он играет по средам со студентами в футбол и увлекается рисованием (одна из работ находится в коллекции президента Китая Си Цзиньпина). Для него идеальный день — это когда удалось сделать то, что до этого момента никому не удавалось. И сегодня выпускник факультета физической и квантовой электроники МФТИ  отмечает свой день рождения. В честь этого «За науку»‎ предлагает вспомнить правила жизни Константина Новосёлова (или Кости, как он представляется уже много лет). 

  

У меня было достаточно баллов для поступления на любой факультет — ФОПФ, проблемы, кванты.Выбирая факультет при поступлении, я много разговаривал со знакомыми студентами и в последний день решил перенести документы с ФОПФа на ФФКЭ. Это было скорее сумбурное, не очень осознанное решение, однако в итоге этот факультет меня нисколько не разочаровал.  

Студенческие годы всегда самые лучшие. Друзья, свобода, новые впечатления. Жизнь на Физтехе была нескучной сама по себе. Теперь приходится прикладывать для этого некоторые усилия. 

«Физтех» для меня — как национальность. Сразу знаешь, на каком языке общаться с человеком. 

А чего мне смотреть юмористические шоу? Я сам шучу.   

С российской системой образования я знаком только понаслышке. Различие между советской и британской высшей школой определенно есть. Советское образование — более структурированное, более направленное. Возможно в нем меньше свободы, но за счет этого больше структуры и материала. Физтеховская система базовых кафедр позволяет заниматься наукой и общаться с научным руководителем на ранней стадии.  

В британском образовании, конечно, нет базовых кафедр. Однако здесь все переложено на плечи самих студентов — сам находи научного руководителя, если сможешь, сам развивайся. С одной стороны, это требует усилий, с другой — развивает независимость, важное качество для ученого. 

Я сменил несколько базовых кафедр, пока не попал в Черноголовку. В начале 90-х мало научных институтов блистали инициативностью. В Черноголовке все еще оставался какой-то оптимизм, инициатива и мотивация. Эти же качества я сейчас ищу в своих студентах. 

В моей лаборатории не так много физтехов, однако все они — хорошие ребята. С мозгами и мотивированные.  

Преподавание — колоссальная, очень тяжелая работа, при этом с не очень большой отдачей. Если студенты все поняли — это их заслуга, а если запутались — то виноват преподаватель. В данный момент я преподаю очень мало, поскольку у меня профессорская стипендия от Королевского Общества. 

 

Успех графена сложно повторить. Графен, действительно, интереснее многих других двумерных материалов. Он самый простой и, в то же время, содержащий в себе самое большое количество необычных свойств. Сложно предсказывать, повторит ли какой-то материал успех графена, но это и не важно. Наука движется вперед, и если просто повторять старые эксперименты или даже искать старые эффекты в новых материалах — ничего полезного из этого не получится. Наука развивается по своим законам, а мы — только лишь посредники между наукой и ее объектами. Пытаться повторить успех графена, наверное, невозможно.   

Меня всегда увлекала двумерная физика. Сейчас я занимаюсь другими двумерными материалами, например, мы научились получать двумерные сверхпроводники и двумерные ферромагнетики. Также мы делаем искусственные материалы на основе двумерных кристаллов — Ван-дер-Ваальсовы гетероструктуры. Здесь есть простор как для их практического применения, так и для новой физики 

Впечатления от встречи с министром образования и науки очень позитивные. Обсуждали проблемы науки в России, я высказал свое мнение, и мы поговорили о том, как можно исправить ситуацию, как привлечь молодежь в науку, вернуть престиж профессии, как сделать так, чтобы ученые в России занимались более амбициозными и интересными проектами. У меня сложилось впечатление, что какие-то шаги в этом направлении будут предприниматься.  

В Великобритании толерантно относятся ко всем иностранцам — неважно, русский ты, или нет. Это, наверное, другой уровень толерантности, когда не просто к иностранцам относятся, как к своим, а когда такое деление «своих» и «чужих» в принципе отсутствует. 

Я голосовалпротив Brexit. Однако, это не помогло.  

Откуда мы знаем, почему появляются одаренные и мотивированные люди: может, они появляются вопреки, а не благодаря нашим усилиям? Воспитание мозга молодого человека — очень сложная область, не возьмусь ее обсуждать. Но точно могу сказать одно: появляются ребята с хорошими мозгами, мотивацией и желанием работать в науке. Причем, наверное, с такой-же частотой как и раньше. Если судить по этому критерию — то никакого кризиса научного образования в мире нет. 

Мои дочери очень разные — у одной однозначно есть склонность к техническим наукам, другая больше гуманитарий. И, ко всему прочему, обе уже играют в футбол лучше меня (хотя это и не показатель — я тот еще футболист). Пока слишком рано судить о том, пойдут ли они в науку или в футбол, но я буду стараться, чтобы они развивали свои способности, получали образование и чтобы им было интересно учиться. А дальше — дело за ними.  

Рядом с молодым человеком должен быть кто-то, кто вовремя «подтолкнет» в какую-то область. Возможно, без такого толчка сложно определиться. Причем уровень поддержки в плане углубленного изучения физики или математики тут совершенно вторичен — важен сам факт ее присутствия.  

У меня были замечательные преподаватели в школе. Хотя школа была совершенно обычная.  

Хотелось бы пожелать Академии наук помнить о том, что Академия наук и Наука это не совсем одно и то же. И развивать надо именно Науку. 

По средам я играю со студентами в футбол. А еще рисую немножко. 

Инновации могут быть столь же увлекательным занятием, как и наука, и на это совершенно не зазорно потратить свою жизнь.  

Ксения Цветкова